top0-1

top1 1

top2 1

top3 1

Три особые черты есть у кубанских казаков. Это отвага в бою, усердие в труде и благочестие в быту. Благочестие - особая черта. Основана она на христианской вере и человеколюбии. Вера казаков не была подвержена влияниям извне. Это сегодня возвращена в лоно церкви для многих дань всеобщему увлечению. Ныне публично признавать себя христианином, православным считается хорошими манерами. До революции вера у казаков была неотделима от их бытия. Отработанный веками уклад жизни предусматривал особое уважение к старшим, особо трогательное отношение к Отцу, Матери, жене, детям. Главным условием уважения станичников для казачьей семьи было не только трудолюбие, но и соблюдение всех постов, посещение церкви, празднование всех церковных праздников, В доме должны быть иконы, по праздникам зажигаться лампады. Детей учили молитвам не только в школе, но и дома. Учили всепрощению, милосердию, состраданию. Будучи искренне верующими, казаки чурались ханжества, показной набожности. Не жалели они денег на строительство храмов. Строили их всем миром, с размахом. Вообще-то храмовое зодчество - особое направление в архитектуре. И проектирование храмов поручали архитекторам не только образованным, но и верующим. Более 50 храмов в Кубанской области возведено под руководством архитектора Ивана Христиановича Морбеля. И хотя нередко принадлежат они к разным архитектурным стилям, их характеризует богатый орнамент кладки, особая воздушность.

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

        В былые времена, когда ещё не существовало многоэтажной застройки всякий подъезжающий к станице Каневской со стороны Краснодара, видел панораму Свято-Покровского храма. И выглядел он тогда достаточно уныло, потому что был мало ухожен.  Но к нему стремились верующие со всей округи. Это, как казалось, единственный действующий исторический храм на пути от г. Ейска до г. Краснодара. Высоко парящий в небе голубой купол обновлённого храма (как и сам храм), является великим творением рук человеческих и подлинным украшением станицы Каневской. Распахнувший свои врата для верующих 1 октября 1912г. (по старому стилю), он был построен не только на деньги станичного общества и государственные ассигнования, но и на пожертвования меценатов станицы и прихожан. Даже в годы богохульства и безбожия, когда храм был закрыт и поруган к нему подходили верующие молясь из дали. На его стены жили надеждой, на преображение храма и то светлое время, когда он будет радовать верующих не только ликом света, но и благолепием внутреннего убранства. Надо полагать, что не все прихожане знают, что храм сохранён был не только по промыслу Божьему, но и благодаря сподвижнеческой деятельности всего лишь одного достойного человека, мирянина, директора Куйбышевской машиностроительной станции, коммуниста Петра Прокофьевича Скворцова.   

         

(из письма жительницы ст. Александровской)

     Церковь была деревянная, подаренная казачьим правлением ст. Каневской, там уже была построена новая каменная церковь. Казачье правление во главе со станичным атаманом провели сход граждан станицы Александровской, на котором постановили, чтобы каждый двор, имеющий лошадей и телегу принял участие в перевозке церкви из ст. Копанской в ст. Александровскую.

  

3аселение Кубани

30 июня 1792 года императрица Екатерина Вторая подписала «Жалованную грамоту» о выделении Черноморскому казачьему войску земель, расположенных по правобережью реки Кубань.

25 августа 1792 года к Таманскому полуострову причалил Флот черноморских казаков под предводительством полковника Саввы Белого. Среди них были и переселенцы из города Канева, основанного ещё Ярославом Мудрым. Учёные расшифровывают название «Канев» как «Ханский (Канский) перевоз», то есть переправа через Днепр.

1 января 1794 года войсковое правительство Черноморского казачьего войска опубликовало наказ, озаглавленный «Порядок общей пользы». Согласно этому документу, требовалось выстроить 40 куреней, в том числе и Каневский.

Курень

Первоначально переселенцам из Канева по жребию достался участок у реки Курки на Таманском полуострове, но место оказалось не очень удачным из-за постоянных набегов закубанских горцев, и черноморский войсковой атаман Ф.Я. Бурсак разрешил каневчанам поселиться на территории у слияния рек Челбас, Средний Челбас и Сухой Челбас. Здесь в 1794 году началась история Каневского куреня.

Природа

На этом месте простиралась целинная степь, поросшая ковылём, тыпчием и земляникой в таком количестве, что колёса арбы и копыта коней становились красными от её сока.

Берега рек и балки поросли вербами, тополями, орехами, грушами и терновником. Водилась масса дичи: волки, лисы, дикие кабаны, сайгаки, тарпаны (дикие лошади)-. В степи в большом количестве обитали стаи дроф, Фазанов и тетеревов, в камышах – множество водоплавающих птиц.

Реки

В степных реках Челбас (в переводе с татарского - «ковш воды»), Бейсуг («княжеская река») и Кирпили («туман»), в изобилии водилась белуга, осётр, севрюга. Рыбы было очень много, практически всюду, где была вода. В то время одна тысяча отборной тарани стоила 1 рубль 50 копеек, один пуд (16,3 кг) балыка - 5 рублей 50 копеек, один пуд свежей белуги - 20 копеек.

Река Челбас была судоходной, по ней ходили корабли из Чёрного моря в Азовское (через лиманы). До сих пор в народе ходят легенды о турецком корабле с золотом, лежащем под толстым слоем слоем ила на дне нашей реки.

Становление куреня

Первые землянки и турлучные хаты (из камыша и глины) появились в нашей станице в районе Дома быта и гостиницы «Нива», примерно там, где проходящая с востока на запад улица Куренная (сейчас она носит имя Гагарина) упирается в реку Челбас.

Всего тогда было семь очень коротких улиц. Самой главной считалась Почтовая (сейчас — имени Нестеренко), по которой шла связь с центром Ейского уезда, станицей Уманской (сейчас – Ленинградская) и городом Екатеринодаром. По ней переправлялась вся почтовая корреспонденция.

Каневский курень был окопан рвом, окружён валом, а по валу шла высокая стена из колючего терна для защиты от неприятеля и диких зверей, которых в степи было очень много.

На воротах стояла пушка и дежурил казак с тлеющим Фитилём в руках, чтобы немедленно стрелять при неожиданном нападении.

Там, где сейчас находится Парк имени 30-летия Победы, казаки построили церковь, сначала деревянную, потом - каменную. Здесь же, в центре куреня, стояла сторожевая вышка, на которой постоянно дежурил часовой.

По переписи, проведённой в 1794 году, в Каневском курене проживало 1.103 жителя обоего пола.

Хозяйство и рынок

Земля выделялась только на мужчин, достигших 17-летнего возраста и перераспределялась каждые три года. В основном, казачество занималось разведением крупного рогатого скота и овец.

Жители постепенно обустраивались на новом месте. Появились ветряные и водяные мельницы, маслобойни, кузницы, пасеки, бондарные и кожевенные мастерские.

Месторасположение было выгодным – на коммерческом тракте, по соседству с соляными и рыбными промыслами.

С 1817 года в Каневском курене проходили наиболее значительные в Черномории ярмарки. Торговля велась на Сенном рынке (сейчас на этом месте - центральный стадион) и на базарной площади (сейчас здесь торговый центр и районный Дворец культуры).

Рынок в станице работал два раза в неделю: по вторникам и пятницам, кроме православных праздников. Цены на рынке были умеренными:

 

  • мука белая.................. 25-30 к. за пуд,
  • масло коровье............ 20 к. за Фунт (409,5 г.),
  • мёд............................. 20 к. за Фунт,
  • говядина.................... 5 к. за Фунт,
  • осетрина..................... 7 к. за фунт,
  • арбузы........................ 40 к. за сто штук,
  • тарань......................... 55-60 к. за сто штук,
  • икра............................ 35 к. за Фунт,
  • овца............................ 3 
  • курица........................ 8 к. (цены 1858 года)
  • замок.......................... 4-40 р.,
  • ведро.......................... 30-50 к.,
  • 12-ведёрный бочонок 3 р.,
  • ванна.......................... 3 р. 50 к. - 5 р,
  • валенки....................... 60-80 к.
  • холст.......................... 11-12 к. за аршин (71,1 см)

Пошив одежды:

  • черкеска..................... 1 р. 50 к.,
  • полушубок................. 1 р.,
  • брюки......................... 1 р.,
  • шапка......................... 50 к.,
  • башлык....................... 70 к.

Xрамы

В центре находилась церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов – прекрасный памятник архитектуры начала XIX века. Она была построена в 1828 году на средства капитана Романа Белого, освящена в 1829 году, действовала более ста лет и осенью 1938 года была разрушена.

Черноморский казачий атаман Григорий Антонович Рашпиль, посетивший 2 ноября 1849 года нашу станицу, отмечал: «Церковь каменная, ея иконостас составляет единственное в своём роде художественное украшение... прекрасный по своей благородной простоте и возбуждающий благоговейное чувство по своей давности».

В 1930-х годах с колокольни были сброшены колокола. Самый большой колокол, который весил 196 пудов и был выше человеческого роста, при ударе о землю (с 20-метровой высоты) дал трещину, но не разбился, и в течение нескольких дней на колокольню затаскивали двухпудовые гири и бросали их вниз на колокола.

Осенью 1938 года, в очередную годовщину революции, на развалинах состоялся митинг, на который собрались разрушители.

Храм был самым грандиозным сооружением Каневской. Он возвышался на главной площади станицы, сейчас на его месте расположен Фонтан Парка имени 30-летия Победы. Несколько секций металлической ограды, выкованной для храма каневским мастером кузнечного дела Павлом Петровичем Колодько, находятся сейчас в ограде районной больницы.

Недалеко от церкви было небольшое приходское кладбище, где захоронены уважаемые в станице люди, в том числе: капитан Роман Белый, на чьи деньги построен Духосошественский храм, и первый священник этого храма протоиерей Василий Орда, который ездил в Петербург к царю за разрешением на строительство храма. Вероятно, их прах до сих пор покоится на территории парка.

В 80-х годах XIX века на станичном кладбище была сооружена церковная часовня. В 1933 году она была разрушена.

В 1912 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была открыта Свято-Покровская церковь (архитектор И.Х. Морбель). Её строили на деньги, собранные казаками Каневского юрта, станичным правлением и на пожертвования богатых станичников. Раствор для кладки готовился из известкового теста и яичного белка из пяти миллионов яиц. Колокола были изготовлены на Урале, а внутренние работы в храме (отделку стен итальянским мрамором, настенные и потолочные росписи на библейские темы) вели кубанские и итальянские мастера.

В 1935 году храм был закрыт, всё церковное имущество (чаши из золота и серебра, драгоценные оклады икон и наперсные кресты) было конфисковано, священники с семьями были отправлены в ссылку. Была попытка разрушить храм, но крепость кирпичной кладки оказалась необычайной, и разрушителям удалось лишь сбросить крест, колокола и декоративные маленькие купола, а также разобрать звонницу. Директор Кубышевского МТС П.П. Скворцов выступил против уничтожения храма, предложив использовать его как мастерскую по ремонту тракторов. Затем в храме устроили зерносклад, а в 1942 году, к празднику Покрова, оккупанты вновь открыли церковь, и с 13 декабря 1944 года она официально зарегистрирована в епархиальном ведомстве. Сейчас храм благоустраивается, при нём работает библиотека, дети и взрослые приходят в воскресную школу. Наша церковь является памятником архитектуры краевого значения.

В церковной ограде существует небольшое кладбище, на котором в 1918-1919 годах похоронены наши земляки – георгиевские кавалеры, в том числе полный георгиевский кавалер Григорий Левченко.

Планировалось строительство третьей церкви (на территории парка имени 300-летия Казачьего войска), но не успели – грянула революция, и из четырёх миллионов штук кирпича, заготовленного для храма, в 1925-28 годах было построено двухэтажное здание больницы, народный дом (потом в этом здании находился кинотеатр «Родина», а сейчас там расположены магазины), сельмаг (универсам), электростанция (сейчас на этом месте стоит Дворец спорта), средняя школа N 4, школа в станице Придорожной и больница в станице Новоминской.

На восточной окраине станицы (в районе Загребли) существовала живописная сосновая роща. Прямые аллеи, многочисленные кустарники, речные пейзажи создавали прекрасное место отдыха станичников, и в начале XX века там проводились народные гуляния. В центре этой рощи планировалось строительство ещё одной церкви, но войны и революции помешали реализовать задуманное. В 1933-1934 годах роща была варварски вырублена, сейчас здесь находится заброшенный карьер кирпичного завода.

Всего на территории нынешнего Каневского района до начала коллективизации было 13 храмов, 11 из которых были уничтожены. Но вернёмся в век девятнадцатый.

Станица

В 1842 году черноморские курени были преобразованы в станицы. Каневской курень тоже стал станицей.

Атаман Рашпиль, посетивший нашу станицу в 1849 году, так писал о ней: «Многолюдная, хорошо устроенная, богатая, более или менее промышленная – по положению на коммерческом и почтовом тракте – имеющая рынок станица».

Образование

В 1875 году в станице открывается первая церковно-приходская школа при Духосошественском храме.

К 1913 году Каневская имела 8 училищ:

  • в районе кинотеатра «Космос» (мужское начальное училище, 1903 г.),
  • на месте школы N 1 (церковно-приходская школа, 1903 г.),
  • на месте школы N 7 (Николаевское первое одноклассное училище, 1906 г., снесено в 1971 г.), и в зданиях, принадлежащих сейчас МУПК (церковно-приходская школа, 1914 г.),
  • призывному участку (начальное мужское училище,»школа Чуйкова», 1906 г.
  • ТЦПСиД «Радуга» (женское училище, 1906 г.)
  • гимназии (2-классное начальное училище, 1907 г.),
  • централизованной бухгалтерии РУО (училище для иногородних, школа Гринченко», 1910 г.),
  • МУПК (церковно-приходская школа, 1914 г.).

Площади

При застройке станицы было образовано шесть площадей, которые использовались для выгона скота, базаров и ярмарок, проведения казачьих смотров и скачек.

На Северной площади сейчас создан парк имени 300-летия Казачьего войска, с Домом культуры и зоопарком.

На месте Сенной (Лесной) площади расположился стадион, а большая её часть застроена домами.

На месте Базарной и Церковной площадей стоит районный Дворец культуры, сооружён Обелиск Славы с Вечным огнём памяти погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, посажен Парк имени 30-летия Победы (с 1925 до 1975 годы он носил название «Летний сад имени 1-го Мая»). Рядом находится Народный историко-краеведческий музей, открытый в 1972 году в доме священника Бровковича, построенном в 1910 году. Здание, в котором сейчас находится районный военкомат, принадлежавшее другому священнику, было построено в 1898 году. Здание, в котором располагается библиотека, принадлежало купцу Степану Кондратьевичу Богомолову, оно построено в 1912 году, В 1925 году Церковная площадь была переименована в «Площадь Революции», а в 1967 году она получает новое название - «Площадь имени 50-летия Октября».

В северо-восточной части Южной площади когда-то находилось старое кладбище, а также небольшой курган «Шевченкова могила». В 1912 году на Южной площади, границы которой проходили по нынешним улицам Ростовской, Резникова, Московской и Горького, была построена Свято-Покровская церковь. В 1935 году храм закрыли, всё церковное имущество – чаши из золота и серебра, драгоценные оклады икон и наперсные кресты ­ конфисковали, священников с семьями отправили в ссылку. Вокруг Свято-Покровской церкви была построена Куйбышевская машинно-тракторная станция, впоследствии колхоз «Победа» застроил её своими служебными и хозяйственными помещениями. До 1941,года.площадь служила ипподромом.

На самой большой площади, называвшейся в разные годы казачьим плацем, Ярмарочной и Кладбищенской, в старину проводились казачьи скачки, проводы казаков на службу, шумели ярмарки.

В конце XIX века на площади были построены два хранилища для зерна - на случай неурожая и стихийных бедствий.

В октябре 1932 года эти амбары были обнесены забором, появились караульные будки. Так был создан концентрационный лагерь для арестованных жителей станиц и хуторов района. В лагере постоянно находились от 120 до 170 арестантов. Один раз в сутки их кормили баландой из мёрзлой свёклы. Это был настоящий лагерь смерти. Действовал он до апреля 1933 года. За это время через него прошло 600-700 человек, многие из которых погибли.

Сейчас в центре площади находится кладбище, а вокруг него построены два автохозяйства и рынок, а западная часть застроена домами. Около кладбища, в бывшем доме купца Богомолова, построенном в 1906 г., многие годы была школа колхозных кадров. В настоящее время это здание выкуплено Фирмой «ЗИФ». Братьям Богомоловым принадлежала и мельница, построенная в 1905 году.

Торговля

Сто лет назад, в начале прошлого века, Россия производила зерна больше, чем Канада, США и Аргентина вместе взятые. Цена на пшеницу в Кубанской области была самой низкой ­ 70-75 копеек за пуд. Каневские хлеборобы продавали зерно даже за границу – возили его на переправу за станицу Привольную.

В 1906 году белая мука стоила 90 копеек за пуд,

Говядина............... 2 копейки за фунт,

Свинина................ 8 копеек за фунт,

сахар-песок........... 18 копеек за фунт,

мёд........................ 20 копеек за фунт,

икра паюсная........ 40 копеек за фунт,

водка хлебная....... 1 рубль 10 копеек за четверть (2,5 литра)

Дорого ценились лошади. Строевой конь высокого класса стоил 500 рублей и более, хороший конь - 300 рублей, обычный конь от 180 рублей. За кражу лошадей пойманных воров, как правило, убивали.

Развивалась промышленность. В 1900 году в нашей станице был кирпичный завод, кожевенный, 9 маслобойных, 20 кузниц, колесные, столярные и гончарные заведения.

В 1916 году в Каневской работали: частная аптека провизора Иванова, почтово-телеграфное учреждение, общество взаимного кредита, державшее в обороте около 8,5 миллионов рублей и ссудно-сберегательное товарищество с Фондом 280 тысяч рублей.

Улицы

Нынешняя улица имени Горького раньше называлась Красной.

Улица Ленина с 1850 по 1890 годы называлась Степной, а с 1890 по 1925 годы - Александровской, в честь приезда на Кубань императора Александра Второго.

Нынешняя улица Октябрьская до 1925 года называлась Мигринкой, Хлебной и Николаевской, в честь императора Николая Второго.

Улица имени Нестеренко называлась Почтовой, улица имени Свердликова была Ярмарочной, улица имени Гагарина ­ Куренной, имени Айвазовского ­ Хуторской.

Улица Кирпичная раньше носила имя А.П.Чехова, улица Заречная называлась Камышеватской, улица имени Будённого — Стеблиевской. Улица имени Комарова была Рыночной, улица имени К.Маркса Рясной, а улица имени Резникова ­Пролетарской,

Улица Терновая в 1914 году получила название Вокзальной в связи с тем, что в августе этого года в жизни станицы произошло важное событие: было окончено строительство железной дороги и началось пассажирское движение.

В августе-сентябре 1914 года из станицы было отправлено на фронт 12 эшелонов с тремя казачьими полками: два полка на турецкий фронт и один полк - на западный фронт против немцев.

Средняя численность кубанской семьи составляла шесть человек. В быту каневчане вели себя скромно, всегда почитали старших, каждое воскресное утро обязательно ходили в церковь, строго соблюдали пост.

Накануне Октябрьского переворота Каневская была богатой степной станицей с 2.808 дворами и 17.246 жителями.

На территории нашего Каневского района до коллективизации было 13 храмов, 11 из них сожжены, взорваны или разобраны в 30-е годы. С каким наслаждением создатели нового расправлялись с прекрасными творениями народных умельцев, уничтожая то, что было создано руками простых людей - строителей, ремесленников. Даже день разрушения храма зачастую объявлялся праздником, а охваченные безумием люди жгли иконы, священные книги, сбивали кресты и купола, сбрасывали церковные колокола.

Рукотворный архитектурный смерч тех лет унес с собой и первый храм станицы Каневской - каменный пятиглавый храм Сошествия Святого Духа.

Построенный в 1828 году на средства умершего капитана Романа Белого и освященный в 1829, она намного превосходила по своим размерам и убранству единственную тогда в округе Успенскую церковь соседнего Деревянковского куреня. О грандиозности постройки говорят и фотографии церкви.

Духосошественский храм был трехпрестольный. Главный - по имени которого она именовалась, был посвящен Сошествию Святого Духа на Апостолов. Боковые пределы храма были освящены во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Золоченый иконостас Духосошественского храма был подлинным украшением его интерьера. На него обратил внимание даже атаман Черноморского казачьего войска Г. А. Рашпиль, объезжавший в конце 1849 года кубанские станицы. Сущим вандализмом «вкуса и понятий в области художеств» назвал он стремление станичного атамана есаула Гречаного заменить этот старинный иконостас другим - «новой моды». «Иконостас составляет единственное в своем роде церковное украшение, - говорится в отчете о пребывании атамана в станице Каневской. - Иконостас подлинно художественный. Вся обстановка икон покрыта сплошною позолотой. Никаких красок. Никакой ваятельной вычурности. Никакой пестроты».

Центральная часть Духосошественского храма церкви представляла собою огромный куб высотою около десяти метров, южный и северный фасады которого украшали четырехколонные тосканские портики. Выступая за пределы основного объема здания, они завершались в верхней части треугольными фронтонами, несшими на своих коньках небольшие луковичные главки с крестами.

С восточной стороны к зданию примыкала полукруглая апсида с алтарём, а с запада храм завершался огромной трехъярусной колокольней, повторявшей в своей конструкции архитектурные элементы и декор основного объема храма.

Центральную часть здания венчал большой цилиндрический барабан с куполом полусферической формы. Сдвоенные колонны ионического ордера, расположенные между окнами барабана, выполняли скорее декоративную нежели конструкционную нагрузку, оживляя игрою света и тени его боковую поверхность.

Главная вертикаль храма, продолженная еще одним световым барабаном с четырьмя окнами, завершалась куполом-луковицей на изящной, но хрупкой, на первый взгляд, но ножке.

Центральную главу окружали четыре главы поменьше, окна которых, сориентированные по сторонам света, служили дополнительным источником освещения для внутрихрамового, пространства.

Сдержанный декор восьмигранников барабана, ребра которых были усилены стройны пилястрами (вертикальными выступами рода плоскими колоннами), полусферические купола, удачно найденные мастерами пропорции, придавали всему зданию особую монументальность.

С южной стороны храма располагалось небольшое кладбище, на котором хоронили священнослужителей. Надгробные плиты сохранились вплоть до разрушения старого храма.

Содержался храм на добровольные пожертвования верующих (Мария Герко - вдова войскового старшины ст. Каневской, пожертвовала в пользу церкви «участок удобной пахотной земли в сто десятин»; вклад в 100 рублей с 4% доходом сделала в 1889 году вдова дьякона ст. Каневской Домникия Дроботовская, «за вечное поминовение диакона Иоанна и Домникии»; в числе жертвователей имена отставного есаула Нестеренко, урядников Ильи Горкуна и Пимена Джумайло, казаков Фомы Бычкаря и Трофима Загорулько, казачек Надежды Гринь, Ксении Мосьпан и многих других).

Приходское духовенство на протяжении длительного времени несло на себе и просветительские функции, было, по утверждению историка Ф. А. Щербины, «одним из главных посредников преемственности в передаче грамоты «от одних лиц к другим».

Первая церковно-приходская школа при Каневского Духосошественского храма открылась 3 ноября 1886 года.

Читателю небезынтересно, наверное, будет узнать и тот факт, что в приходе Духосошественского храма... вопреки расхожему утверждению о поголовной безграмотности до революции, имелись... пять школ, состоящих в ведении Министерства народного просвещения и содержавшихся на средства станичного общества.

Более ста лет возвышался на главной площади Духосошественский храм, являясь самым грандиозным сооружением станицы Каневской, раздражающим безбожников. Осмелев после насильственной коллективизации и голодомора, сломившего сопротивление людей, активисты новой власти сначала закрыли храм, превратив его в хранилище для ссыпки зерна, а затем и разрушили.

История сохранила несколько имен священнослужителей, одним из которых был Александр Бровкович. Сведений о нем сохранилось мало. Мы знаем о том, что в станице он пользовался всеобщим уважением, к его мнению прислушивались как казаки, так и иногородние. Он спас беременную женщину от лютой казни, и этот поступок вошел в историю станицы. В июле 1918 года белые казнили ревкомовцев. На площади срочно построили виселицы. Утром тревожно зазвонили церковные колокола. Народ собирался нехотя. Смерть подбиралась к Евдокии Романовне Старун, на днях собиравшейся стать матерью. Отец Александр подошел к карателю и сказал: «Если ты повесишь беременную женщину, ты убьешь в ее чреве Ангела, младенца, и я прокляну тебя». Казнь не состоялась. Эта женщина прожила долгую жизнь.

Разрушение храма растянулось на последующие годы, а осенью 1938 года, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, на его развалинах состоялся грандиозный митинг...

...Неузнаваемо изменилась станица Каневская за двести лет. Выросли уже несколько поколений, ничего не знающих о старой казачьей церкви. Да и трудно представить на месте фонтана за нынешним памятником Ильичу возносившиеся к небу золотые кресты и купола. Но это было. И должно остаться с нами. Ибо память не прощает вырванных страниц.

Благодарные потомки на месте разрушенного храма воздвигли памятный камень. А в 2006 на Благовещение (7 апреля) при ремонте дороги в близи разрушенного храма обнаружили в земле колокол, который в прошлом веке созывал каневчан на молитву.

Мы не претендуем на подробное описание истории храма. И в глубине души надеемся, что наши потомки восстановят этот храм.

Мой прадед был по имени Яков. Годы его рождения и смерти, а также род занятий и место жительства нам неизвестны. Сын его, Иван Яковлевич Дроботковский, жил в станице Каневской. Там же женился на Доминике Тимофеевне. Иван Яковлевич был дьяконом. В 1847 году, 21 июля, в семье Ивана Яковлевича родился сын Макарий. Помимо сына Макария в семье были дочери Параскева и Екатерина.

В 1874 году Макарий Иванович, 25 лет, женился на Анне Дмитриевне Кузьминой, 20 лет, мещанке города Верхнесомова. Венчание состоялось в Вознесенской церкви Ставропольской губернии, Новогригорьевского уезда, села Николиной балки. Женился первым браком. В то время Макарий Иванович «исправлял должность псаломщика».

В 1889 году было разделено «недвижимое благоприобретённое имение покойного дьякона станицы Каневской Иоанна Яковлевича Дроботковского». В разделе участвовали: вдова дьякона Доминикия Тимофеевна Дроботковская, её сын псаломщик Макарий Иоаннов Дроботковский, дочери её – вдова урядника станицы Динской Параскева Иоаннова Екатерина и замужняя жена дворянина Екатерина Иоаннова Курилко, племянник – сын казака станицы Каневской Михаил Яковлевич Дроботковский. Усадьба имела плановое место с южной стороны (от улицы) 24 сажени, с восточной стороны (от реки) 42 сажени, с северной стороны 11 1/2 сажени и Григория Богача 22 1/2 сажени. На этом плане находился дом турлучный, крытый камышом, о четырёх комнатах и на земляных полах. В доме том 8 дверей, 9 окон, одна печь, одна груба, два сенца и одно крыльцо. Отдельно от дома турлучная хата, крытая камышом. Два сарая – один сарай ошилёван досками, а другой обставлен камышом. Оба сарая крыты камышом.

Мой дед, Макарий Иванович, был небольшого роста, около 160 см. Носил окладистую бороду и синие очки. В очках он был постоянно. Очки скрывали отсутствие левого глаза. Глаз он потерял в 10-летнем возрасте, - при уборке сена ему выкололи вилами. Одет, как я помню, в чёрную сутану. Более 40 лет он служил псаломщиком и кучером у священника Бровковича, в Белой церкви станицы Каневской. Эта церковь стояла на площади в центре. На эту же площадь выходил стансовет.

На эту же площадь выходил и дом моего деда. В доме жил старший сын Николай Макарович со своей семьёй: Клавдией Ивановной, женой, сыном Василием и дочерьми Ларисой и Анной. Семья моего отца жила в небольшом флигеле этого же подворья. Окна флигеля выходили во двор (на большой дом), на площадь (через забор) и на улицу через глухой забор. Флигель стоял на углу подворья. Высокий забор отгораживал флигель от площади и слева от улицы. В два окна, что выходили на площадь, было видно большое грушевое дерево, забор, а поверх забора видна церковь и крыша стансовета. В те годы становления новой власти с площади часто доносились звуки выстрелов, - то расстреливали своих пленников победители.

Помню, как в один из дней, когда уже сияло утреннее солнце, через окна, со стороны площади, доносились многочисленные выстрелы. Бабушка Степанида Григорьевна Борисовская крестилась, взяла на руки маленькую сестрёнку Алю из люльки, быстро ходила по комнате, долго плакала и говорила молитвы вслух.

Лет 4-х (год 1922-й) я был на площади после одного из расстрелов. Меня повёл мой старший двоюродный брат Вася. Трупы расстрелянных лежали врозь в различных позах, окровавленные и угрюмо молчаливые. Расстрелянных было человек 15. Мы мальчишками ходили между трупами, рассматривали их. Вася показал мне предводителя «зелёных» Бугая. У него была перебита кисть руки и из рукава пальто торчала переломанная кость. Вечером, когда из школы пришла мать, я рассказал ей обо всём увиденном. Она плакала и о чём-то говорила с бабушкой, называя бедной и несчастной Нину Петровну, которая была учительницей той же школы, где учительствовала мать. Позже я видел Нину Петровну Ольшанскую в Краснодаре. Она по-прежнему учительствовала, уже в Краснодаре, а не в Каневской. Воспитывала троих дочерей.

Памятна мне одна из зим, которую я пережил в Каневской. Снегу было так много, что вершина сугроба была вровень с забором.

Как-то летом вечером я и Аля стояла во дворе у дерева. В это время во двор вошла дядина корова. Она ненавидела детей. Корова бросилась к нам, намереваясь поднять нас на рога. Рог воткнулся в дерево между мной и Аней. Нас забрали взрослые, а корову освободили дедушка и Клавдия Ивановна.

Осенью отец косил на реке Челбас делянку камыша. Камыш потом стоял во дворе как цыганский шатёр. Мы, дети, вечерами резвились вокруг этого шатра.

По рассказам моего отца Михаила Макаровича, дед службу отправлял с достоинством. Как-то Анне Дмитриевне предложили красивую шаль за 25 рублей. Деньги большие. Она решила посоветоваться с мужем и послала в церковь младшего сына Михаила. В церкви прихожан было мало. Псаломщик Макарий Иванович стоял на клиросе в ожидании выхода священника из алтаря. Сын на ухо рассказал отцу о просьбе матери. Последовал ответ: «Из-за этих пустяков не стоило меня отрывать от службы».

 

Расшифровка из тетради Е.М. Дроботковского сделана старшим научным сотрудником музея станицы Каневской В.П. Костровым

Закрывался ли Свято-Покровский храм ст. Каневской во время войны или в другое время?

В 35-м году по распоряжению властей храм закрыли, вновь открыли уже в 1942г. при оккупационных немецких властях. Пять станичников – уважаемых почтенных прихожан (дедов) – поехали в Краснодар с прошением, пять ночей ночевали под дверьми крайисполкома, а в самой станице одна монахиня из столицы края распределила между прихожанами читать Псалтирь по 3 кафизмы, за день в станице прочитывали всю Псалтирь. Вновь открытому храму требовался капитальный ремонт, поэтому сначала службы правили в здании нынешней церковной библиотеки. Первым служил священник, который вместе со своей матушкой в то время работал на МТФ, а когда встал вопрос о том, кому служить, он представился как священнослужитель. Правящий архиерей благословил его служить в Свято-Покровском храме ст. Каневской.

 

Интересные факты из истории создания храма…

Известно, что в лихую годину гонений на Церковь храм претерпел серьезные разрушения – был разобран второй этаж алтаря, боковые купола скинуты, а колокольня снята…Дальнейшее уничтожение здания храма было весьма затруднительно: оно строилось на совесть. Во славу Божию! Говорят, известь на строительство храма гасилась 15(!) лет, раствор для кирпичной кладки замешивали на яйце, потребовалось пять миллионов штук яиц, которые собирали с народа.
Однажды церковный староста поехал в Привольную за кирпичом, а там его поставили перед выбором: сей же час не погрузишься, тогда только через…месяц. Что было делать? Староста к рабочим – мол, выручайте, а у тех перерыв. Но с Божьей помощью все уладилось – рабочие согласились помочь, и после того, как буквально на ходу заморили червячка, погрузили весь кирпич.

 

Какую лепту внесли прихожане в строительство храма?

Храм строили и восстанавливали всем миром, как принято на Руси. Народ был на Кубани сильной веры и жил полноценной духовной жизнью. Как вспоминают пожилые прихожане о годах строительства храма: «Все народ, все народ – от мала до велика…» Помогали храму деньгами, руками рабочими, строительными материалами (у кого что было), но в основном, личным активнейшим участием, бескорыстным, ради Христа. Спали по четыре часа в сутки, а то и меньше… Дорог как сейчас не было, после дождя грязи по колено, не пройти - не проехать… Холодно, голодно… Но все претерпели! А в годы гонений прихожане хранили иконы и другую церковную утварь по домам, а в нужное время так же по крупицам все собирали в храм.

 

Кто из знаменитых людей побывал в храме?

Таких сведений найти не удалось, но в конце 80-х храм часто посещали иностранные делегации – американцы, немцы и др. Они подолгу ходили по храму, фотографировали, с интересом слушали сотрудников храма. Скорее всего, такое пристальное внимание к православной церкви было вызвано ее исторической и культурной ценностью. Как бы там ни было, нашим соотечественникам не мешало бы поучиться у иностранных туристов такому вниманию к православной культуре, хотя бы на уровне «всесторонне-развитой личности» для начала.

 

Какие старинные, значимые иконы есть в храме?

Икона Божией Матери «Козельщанская», «Три святителя», а иконы «Иверская» и целителя Пантелеимона, по словам прихожан, привезены со святой горы Афон.

Три особые черты есть у кубанских казаков. Это отвага в бою, усердие в труде и благочестие в быту. Благочестие - особая черта. Основана она на христианской вере и человеколюбии. Вера каза-ков не была подвержена влияниям извне. Это сегодня, возвращена в лоно церкви для многих дань всеобщему увлечению. Ныне публично признавать себя христианином, православным считается хорошими манерами. До революции вера у казаков была неотделима от их бытия. Отработанный веками уклад жизни, предусматривал особое уважение к старшим, особо трогательное отношение к Отцу, Матери, жене, детям. Главным условием уважения станичников для казачьей семьи, было не только трудолюбие, но и соблюдение всех постов, посещение церкви, празднование всех церковных праздников, В доме должны быть иконы, по праздникам зажигаться лампады. Детей учили молитвам не только в школе, но и дома. Учили всепрощению, милосердию, состраданию. Будучи искренне верующими, казаки чурались ханжества, показной набожности. Не жалели они денег на строительство храмов. Строили их всем миром, с размахом. Вообще-то храмовое зодчество особое направление в архитектуре, И проектирование храмов поручали архитекторам не только образованным, но и верующим. Более 50 храмов в Кубанской области возведено под руководством архитектора Ивана Христиановича Морбеля. И хотя нередко принадлежат они к разным архитектурным стилям, их характеризует богатый орнамент кладки, особая воздушность.

С церковью у казака была связана вся жизнь. Здесь его крестили и из церковного храма отправляли в последний путь, В храме новобрачные, получив Господне Благословение, до конца дней своих, берегли уважение и верность друг другу, воспитывали детей в духе православия. А церковная площадь была особо почитаемым местом. Здесь происходили все значительные события в жизни станичного общества. От церкви провожали на войну, у церкви встречали возвратившихся с победой казаков, На церковной площади, обычно в ограде церковного храма хоронили Георгиевских кавалеров, священнослужителей и уважаемых станичников. Строительство и содержание храмов стоило огромных денег но долгом чести станичников было иметь не один, а два и даже три церковных храма. Будучи весьма богатой, станица Каневская могла уже в начале XX века иметь три церковных храма. Еще в 1828 году на самой старой площади станицы - церковной, на средства богатого казачьего офицера Билого был построен один из красивейших храмов Кубано-Черноморской области - Свято-Троицкий храм. Верующим он известен как храм имени Сошествия Святого Духа на Апостолов. Именно в начале XХ века была определена глобальная программа, говоря современным языком строительства храмов. Это на Южной площади (район Дворца спорта), на Северной (территория парка имени 300-летия Казачьего войска) известного как парк агрофирмы «Колос». Последний храм надлежало возвести на территории «загребли», в центре живописной рощи - излюбленного места отдыха каневчан. Роща эта была, потом вырублена в 1933-34 гг. Ныне унылый ландшафт заброшенного карьера кирпичного завода более ни о чем не напоминает. Реализовать задуманное не удалось. Причин много: войны, революции. И только высоко парящий в небе купол Свято-Покровского храма украшает станицу Каневскую. Это один из немногих уцелевших в нашем крае храмов. И долгие годы к этому храму приезжали жители других, весьма отдаленных районов порою за сотню и более километров от Каневской. Долгие годы верующие даже не имели возможности слышать колокольный звон. Ведь компания борьбы с религией не прекращалась даже тогда, когда храмы действовали вполне официально. А ведь когда-то церковные колокола были предметом особой гордости верующих. В дореволюционное время именитые станичники, известные своим меценатством, считали особой честью заказать для «своего» храма колокол на Урале, а то и в самом Милане - в Италии, где жили известные во всем мире колокольные мастера. Стоили колокола конечно дорого. Зато «их» колокол с малиновым звоном создавал особую звуковую гамму, радующую душу и заставляющую сердце биться в сладостной истоме...

В Покровский храм привела меня бабушка. Было мне всего лет пять-шесть, но детские впе-чатления наиболее остры и их хватает на всю жизнь. Не одиножды, в мыслях, я возвращался потом к нему и, видя множество раз, задавал один и тот же вопрос: «Чьи же искусные руки сотворили это чудо?» Поэтому первая информация о храме была получена мною от бабушки и мамы. Отцов отчим Спиридон Трофимович Шевченко до смерти (в 1948 году) был ктитором церкви, вернее церковного храма. Часть икон из нашего дома были отданы дедушкой Спиридоном во вновь открытый храм в 1943 году.

Многие годы, по мотивам простой любознательности, я собирал материал по истории станичных церквей, расспрашивая пожилых людей. Жаль, что не проявил должной настойчивости, ведь многие из них уже ушли из жизни. Что касаемо церковного архива, то он был полностью уничтожен в 1942 году при эвакуации.

И вот только недавно получены материалы из Ставропольского архива, дающие новые сведения о храме по материалам бывшей Ставропольской епархии. В свое время церковные общества Кубанской области находились в ведении Ставропольской епархии. Это проливает свет и меняет представления о некоторых моментах истории храма, полученных на основе воспоминаний старожи-лов. К сожалению, точная дата начала строительства храма не установлена*. Но есть запись в журнале «Школа и жизнь» № 10 за 1907 год. В нем сообщалось, что станичное общество станицы Каневской отказалось от строительства второго этажа 3-х классного училища для детей казаков (ныне старое здание районной гимназии по ул. Вокзальной) в пользу строительства новой церкви. Эту дату можно условно взять за точку отсчета - начала строительства Свято-Покровского храма. Еще бабушка рассказывала, что когда ей было 25 лет для «новой» церкви заложили в землю на естественное гашение известь. Семья моего деда Никиты Ивановича, занималась изготовлением кирпича-сырца. Но для церкви изготавливали обожженный кирпич. Таких семей в станице было не много. После строительства Покровской церкви станичное общество начало подготовку к строительству еще одного церковного храма - на Северной площади. Удивительно, что 4 млн. шт. кирпича пролежали с 1914 по 1926 год под открытым небом в целости и сохранности, пережив 2 революции и 2 войны. Для строи-тельства Покровского храма было собрано 5 млн. штук яиц. Бабушка даже видела, как готовили раствор для кладки из известкового теста и яичного белка. По рассказам, этот раствор придает кирпичной кладке особую прочность. Как показали последующие события, это было действительно так. Храм строился 4 года, на деньги собранные казаками Каневского юрта, при участии денежных средств станичного правления, полученных, как бы сегодня сказали, за счет экономической деятельности. То есть аренды земли, ярмарочных сборов и т.д. Принимались с благодарностью и крупные пожертвования богатых станичников. Архитектором был упомянутый мною И.Х. Морбель. Ориентировочная стоимость проекта 100 тыс. руб. Учитывая, что существовавшая двух престольная Свято-Троицкая церковь была достаточно внушительных размеров, но малой вместимости из-за бесполезной площади боковых портиков, здесь был применен русско-византийский стиль храмового зодчества. Этот стиль существовал со второй половины XIX века. В этом стиле был построен храм Христа-Спасителя в Москве.

Покровский храм высокий, к тому же на высоком фундаменте. Стоит на возвышенности, в центре Южной площади. Место это выбрано отнюдь не случайно. Выбирал его один известный в свое время схимник Киево-Печерской Лавры. На это место снисходит небесная благодать. Верующие утверждают, что в храме они ощущают особую легкость, душевный комфорт. Строили храм, приглашенные церковные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных. Дядя сторожила Каневской Василия Стефановича Святого в возрасте 20 лет, долгое время помогал строителям храма. Остались воспоминания его о строительстве. По его рассказу, требования к качеству были очень высокие. Подрядчик на стройке находился неотлучно, И если случался брак, он устранялся немедленно. И вообще отношение строителей к сооружению храма было особое, трогательно-ответственное. Хотя от разных людей, в разное время, слышал я одну и ту же причту. Якобы подрядчик - обрусевший индиец, по образованию архитектор, был плутоват. При закладке сумел каким-то образом уменьшить размеры храма. Когда это стало выясняться, он побоявшись, что лишний кирпич подтвердит обман, «погнал» храм вверх. При обсуждении ситуации «гласные» станичного правления, остановились на том что: «Хай вин будэ высокый, зато издали видно». Храм крестовокупольной конструкций, в виде креста, составленного из 4-х приделов, с главным барабаном, увенчанным одноглавым куполом в виде луковицы. Небольшие луковки башенок яруса крыши храмовых приделов, носят чисто декоративный характер. Важным элементом конструкции является звонница, представляющая круглый барабан с открытыми боковыми проемами. Она, как и главный купол увенчана православным крестом. Кресты были легкими, из дерева, с медной, наружной, позолоченной обшивкой. Устремившийся ввысь главный барабан, заполнен стрельчатыми узкими окнами, расположенными по окружности. Нижняя часть барабана без окон и опирается на крышу боковых приделов. Наружный, ажурный декор отделки создает неповторимую красоту. Окна барабана обеспечивают естественное освещение храма. Боковые приделы имеют два уровня окон и тоже участвуют в освещении храма. Все окна с многозвенными переплетами, сделаны добротно, служат верой и правдой почти век. В клировой ве-домости Покровской церкви ст. Каневской IV Благочинного округа, Кубанской области за 1914 год сказано: «Построена в 1912 году, Кирпичная, одной главы, холодная, с таковою же колокольнею, покрыта железом, ограда вокруг церкви железная, с чугунными столбами, на каменном фундаменте. Престолов один - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы,..», «Расположена в 260 верстах от консистории, от Благочинного в 35 верстах, от уездного города Ейска в 100 верстах, от Екатеринодара в 120 верстах. Ближайшая церковь Духосошественская ст. Каневской, в 1 1/2 версты и Успенская ст. Стародеревянковской в 4-х верстах...» Колокольный ансамбль храма был изготовлен Уральскими мастерами и состоял из главного колокола и нескольких более высокой тональности. Родной «звон» храма, по рассказам был чудным, «малиновым». В храмовом или церковном дворе постепенно сформировалось небольшое кладбище, на котором покоится прах людей прославивших, в свое время станицу Каневскую, Это, полный Георгиевский кавалер Григорий Левченко, Георгиевские кавалеры Павел Лоцман, Иван Романюта, Николай Денисенко. Время захоронения 1918-1919гг. Некоторые могилы попросту утрачены, другие оказались безымянными. Неизвестно точно, где находятся могилы Г. Левченко и П. Лоцмана. И то, что часть кладбища сохранилась до нашего времени, пережив войны и голодомор не может не вызывать удивление, поскольку бурный 20-й век вырастил миллионы людей с короткой памятью. Захоронение фактически находится в церковной ограде. Той, былой, церковной ограды фактически не сохранилось. Зато сохранилось здание сторожки и как сказано в клировой ведомости: «построенной тщанием прихожан». В сторожке крестили детей и пекли просфоры. Ныне церковная площадь вся фактически застроена. В основной части, агрофирмой «Победа». А когда-то она была почти пуста и ее ограничивал жилой массив со стороны нынешних улиц Резникова, Московской, Горького и Ростовской. Дом моего родного деда Никиты Ивановича находился напротив церкви, а два его брата имели торговые лавки на Южной площади. Северо-восточная часть площади когда-то была занята старым кладбищем, там же до 50-х годов 20-го века находился небольшой курган, известный как «Шевченкова могыла». Рядом находилась школа для детей казаков, построенная в 1906 году. Здание это было снесено в 70-е годы при строительстве седьмой школы. В 1925 году часть площади была отведена под строительство электростанции, в соответствии с планом ГОЭЛРО. Теперь на ее месте находится дворец спорта. Здание электростанции естественно было снесено, при строительстве, В 1930 году на Южной площади начала свое существование Куйбышевская МТС, Но храм это только здание, есть еще прихожане, церковный клир, причт и многое другое, что отделяет деятельность церковной общины. Первым священником был отец Иаков (Яков Михайлович Донецкий) рождения 1878 года. В 1902 году окончил Ставропольскую духовную семинарию. В 1904 году рукоположен в сан священника. Начал свою службу в церкви Скорбящей матери станицы Ивановской. В 1906 году он стал священником Свято-Духосошественской церкви в ст. Каневской.

Одновременно состоял и заведующим, законоучителем церковноприходской школы, А в 1908 году, после открытия 2-х классного училища (нынешняя районная гимназия по ул. Вокзальной) стал в нем законоучителем, У отца Исакова было две дочери. Церковь открыла свои врата в 1912 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Перво¬начально в ее штате состояли священник и диакон-псаломщик. Им был отец Макарий (Макарий Иванович Дроботковский). В отличие от священника, которому было при открытии церкви 34 года, отец Макарий был пожилым человеком. Ему было 65 лет. Отец Макарий окончил в 1866 г. Екатеринодарское духовное училище. Службу свою начал причетником церкви в ст. Пензенской. В 1880 году он продолжил службу в Духосошественской церкви ст. Каневской и служил в ней до перевода в Покровскую церковь. Известно, что ни священник, ни диакон официального жалования не имели, Но жили за счет доходов с церковной земли, сдаваемой в аренду. При этом священнику было от аренды причтового участка 413 руб., диакону-псаломщику 215 руб. Кроме того, священник был законоучителем 2-х школ, находившихся под попечительством Покровской церкви, получал за это 100 руб.

По рассказам старожилов станицы отец Иаков и отец Макарий правили службу в часовне, что была до 1933 года на кладбище станицы. Церковным старостой был избран 44 летний вахмистр Михаил Венедиктович Джумайло, В 20-е годы и в начале 30-х годов в церкви в штате состоял еще один священник отец Михаил (Иерамко). Известно, что отец Иаков жил на углу нынешних улиц Ростовской и. Резникова. По рассказам старожилов был человеком порядочным, но мирской жизни не чурался, занимался и хлебопашеством.

Пока был жив Духосошественский храм, Покровский находился как бы в его тени. Все обще станичные мероприятия по-прежнему свершались на площади перед Духосошественским храмом (это территория нынешнего парка 30-Летия Победы). Самые людные богослужения происходили в этом храме, более того, к моменту коллективизации храм подошел к своему 100 летнему юбилею. Однако Покровский храм был новым, хотя и не большим, но достаточно уютным. Новый храм полюбили жители той части станицы, что и поныне зовется «Мыгрынкою», а теперь в храм уже ходят правнуки и праправнуки первых прихожан. Судьба храма оказалась необычной, хотя бы по тому, что его светлый облик и поныне радует нас, в то время когда в округе сотни километров ни уцелело, ни одного храма. На Покровском храме обрабатывалась методика уничтожения всего того, что связано у людей с православной верой. Он вынес все перипетии бурного XX века. И его судьба, как ни странно оказалась неотделимой от судьбы директора Куйбышевской машинно-тракторной станции Петра Прохоровича Скворцова. Еще одно страшное событие наложило свой отпечаток на судьбу храма - голодомор. Проводимая варварскими методами коллективизация, поголовное уничтожение основной массы середняцких хозяйств - опоры новой власти в годы НЭПа, привело к резкому уменьшению сбора зерна в стране, а особенно на Кубани. Естественно это привело к голоду. Власть оказалась глуха и нема к судьбе хлеборобов. Не только физический голод наносил колоссальный урон наиболее продуктивной части крестьянства. На долгие века в души людей вкрался наследственный страх перед новым голодомором. Человек, переживший голод, был покорным. Именно здесь прослеживалось особое стремление оторвать людей от церкви, от Бога. И главная цель была достигнута, остальные средства достижения более углубленного результата. Ведь недаром Южная площадь стала местом дислокации одной из первых МТС. Под контору был выбран дом репрессированного казака Михаила Черныша. А образованный при МТС полит отдел начал активное наступление на храм, К тому же он стал бельмом в глазу воинствующих атеистов. Чтобы создать видимость законности при определении судьбы храма, власти поступили обычным явочным порядком, т. е. обложили церковь нереальными налогами. К 34-му году половина населения Каневской вымерла, прихожан стало совсем мало, приход обнищал и налоги, естественно оказались непомерными. Тогда то храм и был изъят у церковной общины в погашение долгов и пени на эти долги. В 1935 году храм закрыли, из Ростова приехали «специалисты» по экспроприации церковной собственности. По рассказам старожилов станицы, в храме были золотые дароносицы, чаши из серебра и золота, драгоценные оклады икон, дорогостоящие нагрудные кресты и многое другое. Все это было в свое время пожертвовано церкви богатыми людьми станицы, прихожанами. Конфискованное было сдано в Госхран, остальное разобрали прихожане. Власть, атеисты к тому времени еще не вошли во вкус, поэтому дикого разграбления не было. Но священники отец Иаков и отец Михаил с семьями были отправлены в ссылку. Известно, что семья Якова Донецкого жила в Волгоградской области. Дочь священника Валентина стала учительницей и приезжала в ст. Каневскую после войны. О семье Михаила Шрамко ничего не известно. По настоянию райкома, политотдела при МТС было принято решение о разрушении храма. И это не взирая на то, что храм уже тогда, был несомненно шедевром храмового зодчества. Внутреннюю отделку вели итальянские мастера, и специалисты церковной живописи из Кубанской области. Мраморная отделка стен, настенные и потолочные росписи на библейские темы, очень красивый алтарь придавали храму особое великолепие. Быть может» инициатива разрушения храма исходила из самого Ростова. Однако усердие разрушителей было чисто местным. Несмотря на массовые возмущения верующих, была сколочена группа разрушителей из числа переселенцев. Вооруженные ломами, кувалдами они взобрались на крышу храмовых приделов и приступили к своему черному делу. Но крепость кирпичной кладки оказалась необычайной. Были: наскоро собраны сцепки из тракторов для растаскивания стен, но все бесполезно. Удалось только сбросить колокола, стащить луковки декоративных маленьких куполов, да раскрыть часть крыши одного из приделов. Нашелся и доброволец, из местных, взявшийся сбить крест на главном куполе храма. Было принято решение взорвать храм. Но вызванные из Ростова взрывники, предупредили, что взрыв, а он должен быть очень большой силы вызовет неизбежно разрушение жилых домов в округе. Особенно возмущался директор МТС, Скворцов П. П. которому нужно было бы эвакуировать МТС. Он предложил передать храм на баланс МТС, а в помещении открыть мастерскую по ремонту тракторов. Основной его аргумент, что хронически не хватает помещений. Но по настоянию райкома пришлось разобрать звонницу. Храм использовался одно время как зерносклад. Среди работников МТС, Скворцов проводил работу по сохранению храма, просил бережно относиться, Утверждал, что придет время и в храме будет открыт музей. Ясно, что полностью сохранить алтарь, клирос, иконостас не удалось, но что часть внутреннего убранства храма сохранилась, непосредственно заслуга Петра Прокофьевича Скворцова. За годы безвременья была почти уничтожена великолепная кованая ограда, попросту затоптано несколько могил, дымом выхлопных газов был испорчен итальянский мрамор внутренней отделки, серьезно пострадали фрески стен, особенно купольной росписи. Несомненно, и сырость произвела свою разрушительную работу. Осенью 1937 года Скворцова вызвали в райком партии. В ультимативной форме ему было предложено силами рабочих МТС разрушить купол главного барабана сильно напоминающего о принадлежности здания к культовым сооружениям, А когда выяснилось что мелкие листы кровельного железа, снятые с купола, невозможно использовать для плоской крыши, предложили укрыть камышом. Что это глупость или безумие? Скорее то и другое, помноженные на административный произвол. Поскольку позиция Скворцова противоречила политике административных органов, его посадили в застенок НКВД в Краснодаре. За Скворцова встал горок коллектив, МТС была первой и передовой и после мытарств директор вернулся на работу, А. потом война, все время на передовой, ни одной царапины. По окончании войны Петр Прокофьевич вновь директор МТС. А храм жил своей судьбою. Его открыли 14 октября 1942 года, во время фашистской оккупации. А как только фашистов прогнали, поступила директива: открыть храмы, вернуть священников, часть церковного имущества, разрешить деятельность церковных общин. Это не потому, что власть отказалась от прежней политики в отношении церкви, просто в каждой семье было свое горе: погиб отец, сын, брат и нужно было заглушить эту обще народную скорбь. Власти на местах предписывалось вернуть в храмы малоценную церковную утварь, иконы. Все хорошо, но в нашем районе осталось только всего два храма, в Каневской, Стародеревянковской и все... В Покровский храм же, иконы собирали по домам. В 1943 году несколько больших икон было передано из нашего дома храму, они находятся там и поныне. Послевоенная история храма была не столь трагичной, как довоенная, однако же, государство не повернулось к верующим лицом. Церковь жила своей жизнью, платили налоги, храм потихоньку ремонтировали на достаточно скромные средства, Очень много для восстановления Покровского храма сделал протоиерей Георгий Сидоров, Сам храм в начале 60-х годов представлял собою безрадостное зрелище, Разрушена часть крыши одного из приделов, разбит пол, в свое время дымом выхлопных газов основательно испорчен итальянский мрамор отделки стен. Отсутствовало отопление, нормальное водоснабжение, освещение. Были испорчены купольные и настенные росписи, было очень мало церковной утвари. Более того, во всех, вопросах хозяйственного обустройства храма, со стороны официальных властей было плохо скрываемое противодействие. Церковная община вынуждена была существовать в атмосфере недоброжелательства и массовой антирелигиозной пропаганды. По этой причине дело доходило до хулиганских действий молодых людей во время престольных праздников. Много лет прошло, пока храм предстал во всем своем величии. И по ныне голубой купол устремленный ввысь белые казалось, бы несовместимые стены придают ему особую красоту. воздушность. Храм виден издалека. Но прежде чем он таким стал, прошла жизнь целого поколения. Нынешний настоятель священник Сергий Брижан своим неустанным бдением приумножает славу храма. Сделан необходимый ремонт, изготовлен такой, как был когда-то кованый забор, на куполе установлен новый согласно размера купола, крест. Очень благоустроена территория не только внутри церковной ограды, но и близлежащая. При храме работает церковная школа не только для детей, но и взрослых. Отрадно, что церковь обратила свои взоры к молодежи. Ненавязчиво, но со всей ответственностью, проводятся уроки религиозного воспитания школьников. Церковь занимает все более и более значительное место в жизни каневчан. Колокольный звон храма не только созывает верующих, он напоминает нам и о бренности бытия, а еще о том, что в годину испытаний Вера объединяла всегда Россиян.

И власть ныне поворачивается лицом к храму, уже находятся жертвователи не только из числа верующих прихожан, но и местных предпринимателей, В престольные праздники, пришедших и приехавших к храму, уже не вмешает церковная ограда. Пусть не все они станут ревностными прихожанами, а вот духовно чище - несомненно.

Ныне дела церковной общины прославляет и хор Свято-Покровского храма - один из лучших в нашем крае.

А храму жить, ибо построен он искусными руками наших соотечественников-мастеров храмового зодчества на века.

Они давно ушли из жизни, а их творение, похоже, обречено на Вечность, И пусть же в храме находят утешение все страждущие. Ведь именно все высоко духовное, вечно. А для неверующих пусть храм останется памятником архитектуры.

Н.Ф. Лемиш


* - В настоящее время известна точная дата закладки храма - 31 мая 1902 года (13 июня по новому стилю). НАЗАД