top0-1

top1 1

top2 1

top3 1

(из письма жительницы ст. Александровской)

     Церковь была деревянная, подаренная казачьим правлением ст. Каневской, там уже была построена новая каменная церковь. Казачье правление во главе со станичным атаманом провели сход граждан станицы Александровской, на котором постановили, чтобы каждый двор, имеющий лошадей и телегу принял участие в перевозке церкви из ст. Копанской в ст. Александровскую.

  

Граждане дружно и с радостью отозвались на постановление схода. Ежедневно назначалось 10 подвод и с рассветом отправились в длинный по тем временам путь; туда прибыли и плотники, которые бережно разбирали церковь целыми простенками, грузили их на подводы и везли в обратный путь, охраняемые верховыми казаками. Ехали и по бездорожью, ночевали в придорожных хуторах. Доставили бесценный груз благополучно. В ст. Александровской встречали первые подводы с хлебом-солью. Мастеровые люди быстро собрали церковь, покрасили ее, навели порядок внутри и вне. Вначале девятисотых годов прошлого столетия церковь начала работать, прихожан было очень много, разных возрастов, не только из ст. Александровской, а и из ближайших хуторов. Счастью не суждено было быть долгим. На укладе жизни людей отразились события этого века: гражданская война, революция, коллективизация, голод репрессия казачества, вторая мировая война и прочее. Да и немалую роль сыграла антирелигиозная пропаганда в отлучении молодежи от церкви. В тридцатые годы церковь была закрыта для проведения служб и обрядов, в ней организовали ссыпку зерна, занесли туда сортировки, из больших деревянных икон сделали закрома для зерна. Женщины, заходя в церковь на свое рабочее место, крестились, прося Бога о пощаде в невинных своих грехах. Так было до Великой Отечественной войны. В войну церковь вновь открыли, люди, в основном женщины и старики, привели церковь в порядок, вымыли, почистили, кое-что починили. Приехал священник и церковь стала работать. Проходили десятилетия, старшее поколение умерло, а молодежь не ревностно относилась к посещению церкви, доход церкви был скудным, не хватало средств ни на налог, ни на прожиточный минимум священников, которые очень часто менялись, а 3 из них были похоронены в церковной ограде, могилы которых сравнены с землей и трудно определить где они были. В шестидесятые годы церковь опять закрыли для служб, а открыли в ней промтоварный магазин, который проработал 8 лет. Здание церкви капитально не ремонтировалось, крыша потекла, стены и полы стали разрушаться, магазин закрыли. В семидесятые годы станичный совет продал здание церкви частному лицу из ст. Стародеревянковской, использовали его для хозяйственных нужд. Таков печальный финал столь дорогому подарку. Записала этот сюжет Сердюк Екатерина Александровна, 1922 года рождения, проживающей в ст. Александровской с 1946 г. Рассказала мне об изложенных событиях моя свекровь Сердюк Феодосия Григорьевна, 1886 года рождения. Она тоже участвовала в перевозе церкви из ст. Копанской в ст. Александровскую, так как в их семье не было мужчин. Жили вдвоем с матерью. Она в свои 17 лет управляла лошадьми с телегой, трудилась во все периоды восстановления церкви. Очень верующая. Часто посещала церковь, давала что имела на ее содержание. Муж ее Сердюк Андрей Александрович, 1886 г. рождения, в 1938 году репрессирован и отправлен в Сибирь на лесоповал на 10 лет без суда и следствия по ложному доносу. Там умер в 1947 году, а в 1953 году реабилитирован за отсутствием преступления. Умерла Феодосия Григорьевна в 1973 году. Жизненный путь ее был весьма тернистым. Односельчане ее уважали за труд, доброту и дельный совет в нем нуждающимся.

 

Составлено 14 января 2007 года.

Проживаю в ст. Александровской, ул. Гоголя, 23. Мария.

(Сохранена орфография и пунктуация автора)