top0-1

top1 1

top2 1

top3 1

Основные вопросы

В этом разделе мы попытаемся ответить на основные вопросы о Церковном устроении.

В алтаре находятся Святой престол, Святой жертвенник, горнее место, запрестольная икона и прочие принадлежности алтаря.

Святой престол и его принадлежности

Святой престол

Святым престолом называется стол, находящийся в алтаре напротив Царских врат. Называется он престолом потому, что на нем (в Святых Дарах), как на троне, таинственно присутствует Господь — Царь и Владыка Церкви. Престол большей частью делается из дерева, но иногда бывает сделан из мрамора, золота или серебра. Под престолом в особом ковчежце полагается частица Святых мощей в память обычая совершать евхаристию на гробницах святых мучеников. В древности престол делался из камня в изображение Христа, который есть Камень, основание нашей веры, а также еще и потому, что в древности был предиызображен камнем, напоившим древнего Израиля, а ныне он вновь напояет нас, источая нам не воду, а потоки жизни вечной — животворящую Кровь Христову. Во время гонений в катакомбах и даже после прекращение гонений, на гробах мучеников и в знак того, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр. 6, 9). Святой престол покрывается двумя одеждами. Нижняя одежда — льняная, называемая «катасаркием» или срачицей (сорочкой), напоминающая погребальные пелены Иисуса Христа, и верхняя — парчовая, называемая «индитионом» (индития) и напоминающая собой торжественное одеяние Господа, как Царя Славы. На Престоле находятся следующие священные предметы:

Антиминс

1) Антиминс — шелковый плат с небольшой частицей святых мощей, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб, четыре Евангелиста и орудия страданий Спасителя. Слово «антиминс» в переводе значит «вместопрестолие». Происхождение антиминса тесно связывается с древнехристианским обычаем — совершать евхаристию на гробницах мучеников. И даже после прекращения гонений существовал обычай освящать храмы положением мощей или под алтарями, или в металлическом ковчежце в престоле, или же в углубление на верхней доске престола. К VII-VIII веку этот обычай временно ослабел; но в VIII веке, после Седьмого Вселенского Собора, возобновился, причем в тех греческих храмах, которые освящались непосредственно епископами, мощи вкладывались в престол и не нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались через присланные антиминсы со святыми мощами. Вследствие этого одни храмы имели престолы со святыми мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без мощей, но имели антиминсы. В русской Церкви антиминсы появились вместе с введением христианства и полагались на престолах, не освященных епископами. Престолы же, освященные епископами, антиминсов первоначально не имели. Но с течением времени, сначала в греческой, а потом и в русской Церкви антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные архиереями, но пока без мощей. В XVII веке (в 1675 году) в Русской Православной Церкви был введен обычай возлагать антиминсы во всех церквях, даже и освященных архиереями — сначала без мощей, а потом с мощами. Вначале на антиминсах изображали один крест, а затем, с конца XVII века, изображается положение во гроб Иисуса Христа. Очевидно, современный обычай полагать мощи и в престоле, и в антиминсе явился результатом двоякой практики древности освящать Церкви епископом или без епископа, с антиминсом или без антиминса. Антиминс завертывается в особый плат — илитон, (от греческого глагола «свертываю»). Илитон возник от обычая христиан во время гонений приносить платки (скатерти) для сбора и покрытия приносимых для Евхаристии веществ в случае внезапного нападения язычников. Однако употребление антиминса и илитона осталось и после окончания гонений и им придано символическое значение погребальных пелен Иисуса Христа.

По церковным правилам престол должен быть освящен архиереем, но архиерею не всегда бывает возможно это сделать, поэтому вместо престола архиереем непременно освящается антиминс, в знак чего на антиминсе делается собственноручная подпись архиерея. Антиминс, освященный архиереем, свидетельствует о том, что богослужение в храме совершается с ведома и разрешения епископа.

Над престолом в древности иногда устраивалась сень в виде шатра, называемая «киворием».

Дарохранительница

2) Дарохранительница, представляющая собой маленькую церковь с выдвижным ящиком, имеющим подобие гроба, в котором хранятся запасные Дары для причащения больных. В древности дарохранительница имела форму голубя. Происхождение дарохранительниц обусловливается древним обычаем оставлять часть Святых Даров и сохранять их в частных домах и в храмах. Сохраняемые в храмах Святые Дары полагались в особые сосуды, имевшие форму голубя и подвешенные над престолом в кивории. В иных местах голубь вешался внутри особой напрестольной башенки (золотой или серебряной), иногда значительной высоты и веса. Постепенно голубь стал помещаться не внутри башни, а наверху, утрачивая свое первоначальное назначение. Напрестольная башня уменьшилась в размерах и приобрела форму церкви (с гробиком для Святых Даров), а иногда и драгоценной модели своего храма.

Напрестольные Крест и Евангелие

3) Крест и Евангелие полагаются на престоле с целью показать, что он служит местом присутствия и троном Самого Царя, Господа нашего Иисуса Христа.

Святой жертвенник, дьяконник, горнее место, запрестольная икона и другие принадлежности алтаря

Святой жертвенник

Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется все необходимое для Евхаристии. В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял особое отделение (самостоятельную апсиду) с левой стороны алтаря. В это отделение верующие обыкновенно возлагали свои приношения, из которых совершающий службу священник отбирал лучшее для совершения Таинства Причащения. Теперь жертвенник помещается в левом углу алтаря, если смотреть прямо на престол. Жертвенник иначе называется «предложением».

По правую сторону от престола в древности имелось другое отделение (апсида), предназначаемое для священных сосудов, одежд и прочих сокровищ храма. Так как заведывание этими предметами поручалось обыкновенно дьякону, то и отделение это носило название дьяконника. Ныне вместо дьяконника в алтаре ставят шкаф, в котором хранятся названные предметы.

Горним местом называется пространство между престолом и восточной стеной алтаря. Здесь иногда устраивается возвышение или кафедра для архиерея; места для священников идут полукругом от архиерейского трона и называются сопрестолием.

Запрестольная икона находится на стене за Престолом. Обыкновенно на ней изображается Иисус Христос, Святая Троица или Божья Матерь; в древности чаще всего изображалась Тайная Вечеря. Кроме того, за престолом помещается крест и семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище иудейского храма.

Священные сосуды и церковная утварь

Потир

 

Дискос

 

Копие

 

Звездица

 

Лжица

Священные сосуды, необходимые для совершения богослужения, ныне делаются из золота, серебра и иногда украшаются драгоценными камнями. При совершении литургии употребляются: потир, дискос, копие, лжица; при совершении Таинства Крещения — купель, мирница; при венчании — венцы и ковшик.

а) Потир, или Святая Чаша, — есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой и который напоминает Святую Чашу Спасителя на Тайной Вечере.

б) Дискос — это круглое металлическое блюдо или тарелка на подставочке с изображением лежащего в яслях Младенца Иисуса Христа. Во время проскомидии на него полагается Агнец для причащения и частицы из просфор. Дискос напоминает ясли и гроб Спасителя.

в) Копие — резец, наподобие копья, исполняющий функции ножа для изъятия из просфор Агнца и частиц. Оно напоминает копье, которым были прободены ребра Спасителя на Кресте.

г) Звездица — состоит из двух дуг, соединенных между собой крестообразно. Напоминает звезду, приведшую волхвов в Вифлеем. Звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их порядок.

д) Лжица — ложечка, употребляющаяся для причащения мирян со времени Иоанна Златоуста (с IV века).

е) Купель — сосуд, наподобие большого потира, в который наливается вода для крещения младенцев.

ж) Мирница — четырехугольный ящичек, в котором помещаются сосуды со святым миром и елеем для миропомазания, губка для вытирания мира и ножницы для пострижения волос новокрещенного.

з) Венцы — делаются наподобие корон с крестиками наверху, употребляются при венчании.

Церковную утварь составляют:

1) кадило — сосуд для каждения на цепочках, состоящий из двух полукруглых чашечек, накрывающих одна другую,

2) кропило — для окропления Святой Водой, изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом»,

3) различные светильники: подсвечники, лампады, люстры, называемые иначе паникадилами или поликадилами, фонари, употребляющиеся во время крестных ходов, кануник (Канон) — стол для возжжения свечей при служении панихид, и столик для благословения хлебов во время литии.

Во время архиерейского богослужения употребляются: дикирий — подсвечник с двумя свечами, означающими два естества в Иисусе Христе; трикирий — подсвечник с тремя свечами, означающими три лица Святой Троицы; рипиды — металлические круги с изображением на них Серафимов.