top0-1

top1 1

top2 1

top3 1

Основные вопросы

В этом разделе мы попытаемся ответить на основные вопросы о Церковном устроении.

 

  1. Алтарь
  2. Средняя часть храма
  3. Притвор
  4. Иконостас
  5. Престол
  6. Жертвенник
  7. Горнее место
  8. Ризница
  9. Солея
  10. Амвон
  11. Клиросы
  12. Пономарка
  13. Паперти
  14. Крыльцо и колокольня
  15. Свечные ящики

Храм разделяется на три основные части:

  • притвор,
  • средняя часть, или собственно храм,
  • алтарь.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

Средняя часть храма, называемая иногда нефом, т.е. кораблем, предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Достопримечательные места в этой части — солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея — возвышенная перед иконостасом часть храма, устроенная для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для предстоящих. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон — полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Очевидно, с древними амвонами современный амвон или середина солеи ничего общего не имеет. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

Клиросы — конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостас — перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон. Иконы высоких иконостасов располагаются в следующем порядке:

В первом ярусе на Царских вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов; на боковых дверях — икона Архангелов или архидьяконов. По сторонам Царских врат: справа — образ Спасителя и храмового праздника, а слева — Божьей Матери и особо чтимого святого.

Во втором ярусе над Царскими вратами Тайная Вечеря, а по сторонам — иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе над Тайной Вечерей икона «Деисис» (Деисус) — Икона Спасителя, а по двум сторонам — Матерь Божья и Иоанн Креститель, или моление, а по сторонам — иконы святых апостолов.

В четвертом ярусе (над «Деисисом») — Матерь Божья с Предвечным Младенцем, а по сторонам — иконы ветхозаветных праведников — святых пророков и патриархов.

В пятом ярусе — Бог Саваоф (Бог Отец) с Божественным Сыном, а по сторонам — иконы новозаветных праведников.

На вершине иконостаса устанавливается крест со стоящими по сторонам Божьею Матерью и святым Иоанном Богословом.

Рассмотрим трое дверей иконостаса, ведущих в алтарь. Средние двери называются Царскими Вратами, а боковые — северными и южными. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. Христу.

Алтарь (происходит от слова «altus» — высокий, и «ara» — жертвенник) составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания — снимать оружие. Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.