top0-1

top1 1

top2 1

top3 1

 

   Когда болеет ребенок, кажется, что весь мир рушится и земля уходит из-под ног. Даже банальная простуда дорогого чада может стать поводом для слез и тяжелых переживаний, не говоря уже о более серьезных недугах. «Лишь бы дети были здоровы, остальное приложится», - говорим мы, вздыхая.

Но как быть, если наши надежды не оправдываются? Куда бежать, на что надеяться, если самое дорогое и родное существо вдруг тяжело или, не приведи Господь, безнадежно заболело? Почему вообще болеют дети, не жестоко ли это со стороны Бога - наказывать невинную, не согрешившую еще душу тяжелой болезнью? В чем смысл детских страданий и можно ли с ними смириться? Все эти вопросы могут выбить из колеи кого угодно, а в особенности человека неверующего или того, чья вера еще недостаточно окрепла. Не случайно для многих внешних по отношению к Церкви людей именно страдания детей становятся главным аргументом в пользу безбожия. «Если бы Бог был, Он бы не позволил детям болеть и умирать», — говорят они… и в корне ошибаются.

   Забота о детях – один из стимулов, чтобы перестать грешить. В самом деле, если сделанный мною грех отразится на моем ребенке, лучше я не буду его совершать. «Я Господь, Бог твой, Бог  ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5,6), – говорит Бог Моисею, давая десять заповедей.

Мысль о том, что дети до третьего и четвертого рода несут тяжесть вины родительского греха, повторяется в первых пяти книгах Библии четыре раза.

Священное Писание недвусмысленно утверждает, что грех в корне извратил человеческую природу. Адам и Ева до грехопадения были во многом иными людьми. Они не знали, что такое болезни и смерть. Три составляющие человека - дух, душа, и тело составляли целостное и гармоничное единство между собою. С Богом они могли общаться непосредственно. Это были цельные, действительно свободные, любящие друг друга и Бога личности. Но грех испортил почти всё. Вместо цельности человек стал раздроблен. Свойства и силы человеческой души  и ума пришли в разлад, отразилось это и на теле.  Тело стало дебелым, тленным, болезненным, смертным. Человек стал подвержен желаниям и страстям, подвержен греху. Грех как инфекция вошел в первозданную природу человека и изменил ее. Православное христианство рассматривает грех именно так: это не столько вина, которую Бог давно простил человеку, ибо не посылал бы на смерть во спасение нас грешных своего Единородного Сына, сколько болезнь, исцелить которую не могут в отдельности ни человек, ни Бог – лишь вместе.

Дети, рождаясь, унаследуют от родителей ту испорченную природу человека, которая возникла в результате грехопадения прародителей. Именно это и называют «первородным грехом».

 Существует второй вид греха — родовой. Поскольку по учению Православной  церкви грех это рана, болезнь, повреждение души, то тяжкие грехи так сильно ранят человека, что эта рана потом долго напоминает о себе и по закону наследственности может передаться потомкам этого человека. Передача родового греха осуществляется на уровне духовном, генетическом, физиологическом и путем личного примера и той морально-этической атмосферы, в которой возрастает чадо. Возможно, существуют и иные пути передачи родового греха,  ведомые только Господу. При передаче этого повреждения, сложно предугадать, в каком виде греховная рана предка проявится в потомке. Родовой грех – это наклонность людей того или иного рода к тем или иным порокам. Родовая наследственность ярко проявляется в детях. Они не приобрели личной страсти, то есть тяготения ко греху, но в них уже проявляются склонности к некоторым грехам. Это есть родовой грех. Родовой грех, как и первородный, – грех не по существу, а грех природы: духовная болезнь рода, племени, народности. Не следует путать православное понятие «родового греха» с оккультными понятиями «родовой кармы» или «родовое проклятие». Эти понятия чужды Православию, ибо лишает человека надежды на спасение и изменение своей жизни и жизни своих потомков путем личного подвига и покаяния.

Оккультные понятия делают бессмысленным Страдания Сына Божьего на Кресте, нашего ради спасения, ибо спасения в этом случае нет, есть бессмысленная череда «отработок кармы». Отсутствует личное духовное преобразование, ведущее как раз таки к благотворному изменению жизни своей и своих детей. Православная аскетика открывает путь этого преобразования  через покаяние, пост, молитву, добрые дела милосердия, но все это лишь смирения ради.

И третий вид греха это личный грех. За грехи индивидуальные каждый несет ответственность при жизни на земле и будет отвечать на Страшном и Справедливом Суде. Личный грех - это грех который человек совершает осознанно или не осознанно, но по собственной воле в силу своей свободы. Первородный грех сделал природу человека удобовосприимчивой для личного греха, а родовой грех это предрасположение к тем или иным видам личного греха, в силу порочной жизни наших родителей.

Родовой грех ставит человека в более сложные условия борьбы с личным грехом, но личный подвиг и покаяние человека может остановить и искоренить с Божией помощью действие родового греха: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20). Если я знаю, что мои родные страдали тем или иным грехом, проявление и пагубные действия которого я чувствую и на себе, то я должен приложить все усилия, что бы этот духовный порок остановить на себе. Остановить как? Личной борьбой со грехом и отказом от него. Да, это сложно, но вполне возможно при нашем желании и помощи Божией.

Первородный, родовой и личный грех взаимосвязаны, и эта связь дает нам понять, насколько важна земная жизнь человека, как время освобождения своей души и душ своих потомков от рабства греха. Благочестие, равно как и порочность человека, выходит за границы его земной жизни и распространяется  здесь, на земле - в его потомках, а в горнем мире – в вечном бытие души.

Объективный закон передачи потомкам последствий личного греха и  усугубление его в родовой  -  очевиден. Поэтому слова Божии Моисею о наказании детей за вину отцов до третьего и четвертого рода – воспитательное средство, которое годилось для грубого и «жестоковыйного» народа, вышедшего из Египта.

Надо сразу пояснить, что понятие о наказании и миловании со стороны Бога являются пастырским педагогическим приемом, и не следует понимать их в буквальном смысле. Вот, что говорит об этом Антоний Великий: "Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда Благим, и как Вселюбящий Отец печется о благе для каждого из нас. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним».

Дети - плоть от плоти и кровь от крови родителей. Если родители ведут жизнь во грехе, что удивляться, что и дети не будут знать иного пути? В немалой степени сами родители повинны в том, что дети рождаются с теми или иными болезнями.

Но если родители берегли себя, заботились о своем здоровье, хранили себя в целомудрии,  а ребеночек все равно родился больной, как это можно объяснить? 

По закону любви все друг за друга отвечают и влияют друг на друга. И когда у здоровых родителей ребенок рождается вопреки ожиданиям больным, это тоже можно расценивать как Промысл Божий. Сам Христос говорит, что ни один волос не упадет с головы нашей без воли Отца Небесного. И совершенно естественно, что во всем, что случается с человеком, в том числе и с детьми, проявляется воля Божья. И утешение в этих страданиях мы находим только в христианском учении (по той простой причине, что больше этого утешения найти невозможно нигде). В нем страдания малышей часто мыслятся как искупительные, то есть дети страдают  ради взрослых, необязательно за родителей.

Все человечество, а особенно семья, ибо в ней духовные связи наиболее сильные, - это единый и живой организм. Дети - это самые здоровые клеточки этого организма. И вот когда организм начинает заболевать, а болезнь, в данном случае, это наши грехи, прогрессировать, то всю тяжесть болезни на себя берут самые здоровые части организма, дабы все тело не погибло. Дети страдают потому, что у них еще самая чистая, детская, святая душа, которая способна понести на себе или взять на себя те страдания, которые естественно следуют за грехами их родителей, их близких, их родных, и общества в целом. Они способны, потому что в духовном плане они лучшие. И если ребенок в следствии болезни умирает, то младенческая душа там все осознает, ей раскрывается вся полнота и благо жертвенности.  Ибо жертвенность – это то, что уподобляет нас Господу. В данном случае Ефрем Сирин сравнивает детей с подвижниками. Посему их благодарность ко Господу безгранична, в связи с этой возможностью уподобиться Господу в жертвенной любви, а значит, и быть в единении с Ним в вечности.

 В чине отпевания младенцев есть даже такой показательный момент: в нем нет прошения о прощении грехов, поскольку у детей не было возможности за свою короткую жизнь согрешить.

«Никто не знает, какое святое таинство происходит в младенце, которому всего лишь час суждено прожить на этой земле. Он не напрасно его проживает. За этот короткий час он может совершить больше, оставить более глубокий след, чем иные, проживая долгие годы. Многие дети, умирая, приводят своих родителей  к вере, покаянию  - к  священным стопам Христа» - из записок императрицы Александры.

В народе бытует уверенность, что дети по смерти становятся ангелами. И это на самом деле так. Умершие дети становятся ангелами не в буквальном смысле, но имеют в вечности ангелоподобную жизнь. Возможно, они становятся молитвенниками за своих родителей, чем будут содействовать и их спасению также. Для родителей, чья вера крепка, это может стать большим утешением. Бывает, что тяжелая болезнь или гибель малыша обращает родителей к вере. А случается, наоборот, ожесточает, заставляя впасть в тяжелую депрессию или даже богохульство, что крайне пагубно для души. Почему одно и то же событие рождает в разных людях столь разную реакцию?  Все зависит от веры человека и того, насколько он может довериться Богу сам и доверить Ему судьбу своего ребенка.

У большинства современников Вера на деле является не чем иным как  «верением», что Бог где то есть. Такая поверхностная вера и является следствием ропота и разочарования в тяжелых жизненных ситуациях, поскольку Бог для таких людей - «скорая помощь» в житейских трудностях. Вполне понятно негодование таких «верующих», когда помощь не ощутима.  Православие учит об иной вере. Вера как полное доверие, вверение (от слов вверять, доверять) своей жизни и жизни своих близких Премудрому и Неисповедимому Промыслу Божиему. Такая, истинная Вера не допустит ропота в трудных ситуациях, поскольку принимает все происходящее как самое душеполезное, спасительное, и причину происходящего зрит в себе, а не в других и тем более - в несправедливости Бога. Такая вера не ропщет и при отсутствии скорой помощи, поскольку понимает, что если было Божие попущение на какие-то страдания, то они непременно должны принести свои плоды спасительных изменений и исправлений в глубине души, далеко сокрытых от видимости телесной. Эти изменения человек почувствует, увидит и поймет спустя годы, десятилетия, и уж точно они раскроются в вечности, но они неминуемо происходят, с первой секунды, как только вас постигла скорбь. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом...» (Евр.11:1), а не ущербное верение в то, что Бог есть, и Он нам вечно что-то должен.

 Смерть близкого человека — это тяжелая скорбь. Сам Христос плакал, когда видел похоронную процессию и сжалился над вдовой, потерявшей сына. Для родителей здесь может быть только одно утешение, что Господь забирает детей именно к Себе. Промысл Божий может допускать страдание одного ради спасения многих. Речь, конечно же, идет о спасении души. Физические муки страдающего не могут быть не во спасение его душѝ. Ду̀ши видящих и присутствующих при этом родных, близких не могут не наполняться сочувствием, состраданием, сопереживанием, т. е. уходит на десятый план собственное «Я», и человек наполняется жертвенной любовью, что также есть акт спасения. Зачастую многие именно в такие  моменты вспоминают о Боге и припадают с молитвенным к Нему обращением. В Евангелии есть пример, когда Христа спрашивают о слепом человеке, почему он таким родился. «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин.9:2). Как известно, Христос ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это  для  того, чтобы на нем явились дела Божии»(Ин.9:3). Да, бывают и такие причины страданий ради славы Божией. Эти страдания служат высшей цели — содействию спасению человека и человечества. В будущей жизни, согласно Писанию, во всей полноте раскроется их высший смысл и та слава, которую получат дети и их родители, сподобившиеся в своей земной жизни нести на себе этот крест.

Кстати, не всем детям дается такая возможность пострадать, а только некоторым. Не все способны перенести эти страдания с последующей вечной благодарностью Богу. Не все дети способны умереть детьми. Тот факт, что мы с вами живем, уже свидетельствует о том, что, не пройдя этого пути земного, не пройдя пути познания себя, кто мы есть, мы не способны принять царство Божие. Не способны, возгордимся. А когда там дадутся потрясающие блага, слава, величие, сила, с ума сойдем. Превратимся в дьявола. Есть те, которые способны принять это, исходя из опыта других людей, и не возгордиться. Это блаженные дети. Вот, кто способен, мы с Вами не способны. Нам, увы, надо поваляться кое в чем, увидеть, что валяюсь в грязной луже и встать никак не могу. Господи, помоги! Познать себя, смириться, и тогда только, может быть, будем способны принять без вреда для себя царство Божье.

   Помимо собственных грехов, которые пагубно влияют на духовно-телесное здравие наших чад, родители к этому еще и лишают детей той действенной, животворящей помощи, которую Господь изливает во всей полноте в лоне Своей Церкви. Речь идет о препятствии родителей в воцерковлении детей, лишении их Божией благодати снисходящей посредством церковных Таинств и священнодействий. Мы удерживаем детей во тьме неведения, вдали от Евангельского света. 

Свят. Феофан Затворник по этому поводу говорил следующее: «Пусть дитя участвует в молитве утренней и вечерней; пусть будет, сколько можно чаще, в церкви; сколько можно чаще причащается по вашей вере. Вера, молитва, страх Божий выше всякого приобретения. Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому Кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника <…> и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающуюся душу, чтобы своим дыханием заразить её».

Не в малой степени по вере родителей дети младенческого возраста получают дар Божией благодати, помощь и заступничество Пресвятой Богородицы и Сил Небесных. Православное Таинство - это момент приближения к Божественному Образу и Его Животворящему Свету, и от того, что мы Ему в этот момент говорим, зависит то, что в результате получаем. Говорим мы не словами, а мыслями и чувствами, ибо Господь зрит наши сердца, души и помыслы. Но зачастую находясь перед Лицом Господа, мы говорим ему о вещах меркантильных, суетных, или попросту молчим, ибо молчит наше сердце. Мало того, в тот момент, когда с нашей стороны совершается это беззаконие, мы протягиваем ко Господу свое чадо. Не так ли бывает во время Крещения или Причастия детей. Родители за две минуты до совершения Таинства Причастия залетают в храм, подбегают, едва отдышавшись к Чаше, причащают своих чад и тут же убегают.

Не  забывайте о том, что православные Таинства - это не магический ритуал, в котором главное - это правильно и четко совершить действия, и духовное состояние и  помыслы при этом не важны. Таинства - это совершенно противоположное. Если христианин приступает к животворящим Тайнам без должного приготовления, без покаяния и сокрушения сердечного, без Страха Божия, тогда его Причащение вменяется ему в суд и осуждение. Нередко случается, что вследствие  своей  нераскаянности, холодности в Вере и суетности,  человек начинает болеть, как свидетельствует об этом святой Апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле  Господнем. От того  многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30). Ровно такой же эффект может быть, если мы совершаем Таинства из побуждений меркантильных, или корыстных, получения, яко бы, магической защиты и благополучия, в силу того, что просто так принято, или это модно. Это касаемо всех без исключения Таинств.

 Говорим это не с целью навести  страх, а пытаемся оградить всех нас и наших детей от проблем и бед, которые, по нашему нерадению, нас же и настигают. Таинства для нас крайне необходимы, и кто этого не понимает сейчас, в полной мере поймет потом, но может быть поздно, а тем более если речь идет не только о душе нашей, но и о душах наших чад. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14) - говорит Спаситель. Но мы не слышим Его слов и препятствуем. Препятствуем своим нерадением, леностью, занятостью. Препятствуем тем, что в вопросах воспитания и образования детей обходим стороной их духовную составляющую, пренебрегаем колоссальным опытом святоотеческой педагогики, и это в то время, когда за души и сознание наших детей идет самая настоящая духовная война.  Дети - наше будущее, и воспитание этого «будущего», в первую очередь в руках самих родителей.

Как быть и что делать, спросите вы. Для начала родителям необходимо утвердиться в мысли, что самый страшный грех современных родителей – практическая ложь. Можно говорить ребенку правильные слова, но что с них толку, если пример жизни отца с матерью утверждает обратное? Пьянство, разводы, блуд, культ денег, осуждение и зависть, гордость в современном обществе стали, увы, нормой. Я не встречал еще родителей, которые хотели бы, чтоб их ребенок пил, курил, блудил, проматывал деньги или уходил из семьи. Но как часто взрослые позволяют это себе, а значит - лгут своим детям. А потом мы  удивляемся, что ребенок воспринял не слова, а ценности, которыми мы жили. Для многих родителей жизненные ошибки детей – настоящая трагедия. Знал бы, что так будет – многое бы не делал. Да уже поздно. Всему свое время.

И вот, чтобы поздно не оказалось, христианство призывает к  изменению жизни уже сейчас. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь, день спасения», – пишет апостол Павел христианам в Коринфе. Это «теперь» для каждого из нас – вызов. Сколько времени мы осознаем себя верующими? Год, два, десять, двадцать или больше? Давайте зададим себе один простой вопрос: как моя вера выражается в моей повседневной жизни? Ведь, повторимся, настоящая вера – не признание того, что Бог существует (так «веруют» и бесы,  трепеща и при этом оставаясь бесами), а Вера в делах исполнения Его Святых Заповедей и канонов Его Церкви. Вот с этого, казалось бы, малого, а на самом деле очень большого и непростого и начинается практическое христианство. Потом уже - посты и праздники, паломничества и богословская литература. Для начала надо стать честным перед Богом, окружающими, своими детьми и самим собой.

Иерей Георгий Рогальский

по материалма православных источников