top0-1

top1 1

top2 1

top3 1

Понятие веры берет свои истоки от слов вверять, доверять. Верить в Бога – означает вверять свою жизнь земную и вечную в руки Божии, полностью, смиренно принимать Его неисповедимый Промысел, а не просто допускать существование Бога. О том, что Бог есть знают и бесы и сатана, но лучше от своей «веры» они не становятся, ибо нет в них покаяния. Задайтесь вопросом во что верите Вы? Кому или чему вверяете свою жизнь?

СУЕВЕРИЯ, которые распространены в каждом народе, вовсе не так безобидны, как кажутся многим. Суеверие привносит в веру искажение, ложь принимает за истину. Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие или суетная вера - вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан. Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались и древние христиане. Их предостережения касались примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни; гаданий, ворожбы или сильного желания любыми, даже темными, средствами узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец, эти предостережения касались попыток приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей, используя предметы, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье. Иным суевериям приписывается и прямо Божественное происхождение. Разного рода «Святые письма», «Благодатные молитвы», "Счастливые иконы".

О ПРИМЕТАХ И ПРЕДЧУВСТВИЯХ. «Еще древле, по закону Моисееву, - говорит святой Василий Великий, - очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Неразумные существа не знают собственной своей опасности, которая уже перед их глазами, а тебе, якобы, предвещают они будущее. Ежели по действию демонов таковые существа и делают что либо для твоего обольщения, то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обояния, и не отдавай себя под влияния демонов. Он если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурится. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?» Есть и такие люди, которые подвержены чрезмерной вере предчувствиям. Предчувствовать какую-либо чрезвычайную перемену в жизни, а особенно смерть, человек может, но, по большей части, предчувствия бывают обманчивы, потому, что способность их утрачена через грехопадения Адама; потому, что происходят они часто от изнеженной жизни или расстроенного воображения. Решать на основании предчувствий свое или чужое будущее – значит забыть о Промысле Божием, который управляет жизнью нашей и который по своим премудрым и благим намерениям может и предотвратить от нас самую очевидную беду, как и, напротив, совсем не оправдать предчувствуемой нами радости. Суеверный человек вместо того, чтобы веровать и руководствоваться в жизни своей здравым рассуждением, ставит свои успехи или же неудачи в делах в зависимость от различных примет и предрассудков - имеющих ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле. То же касаемо и понятия о днях «счастливых» и «несчастливых». Все дни благодатны ибо во дни седьмицы было сотворено все бытие нас окружающее. Посему нет дней несчастливых, таковыми их делаем мы сами, пренебрегая молитвенного обращения ко Творцу о благословении всего дня или каких то дел во днях грядущих, Святым Бесплотным Силам, готовым покрыть нас кровом крил невещественной своей славы во всякий день. Если выходные дни, и в частности Воскресение, провести не в безрассудном веселии, а благочестиво, как подобает православному мирянину, то и понедельник будет днем радостным и легким. Итак, если кто верит в существование дней тяжелых и боится понедельника как одного из таковых, тот да раскается в этом заблуждении и отложит суеверный страх.

О СНАХ. Христианство прямо говорит: не доверяйте снам! Сам Бог увещевает людей через пророков не гадать по снам (Иер. XXIX,8). Святитель Феофан Затворник писал: «Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо, но как нам определять это точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и не полезные, то и лучше забывать их… К сведению примите, что сны бывают натуральные (по нашему естеству), бывают от Ангелов, бывают от бесов… Бесам попускается иногда поближе подступать к рабам Божиим и потревожить их, частью для испытания, частью для научения, частью для показания им самим, что такое они суть. В этих же видах попускается им и сны соплетать». Нам сложно, а иной раз невозможно, распознать природу снов, ибо и самые радостные и сладкие сны, могут быть от лукавого. И вещие сны он же может соплести, ради нашего искушение, и введения в грех самомнения. Святой праведный о.Иоанн Кронштадский причину тревожных ощущений, остающихся после некоторых снов видел в воздействии темных сил, о чем писал в своем дневнике: «Ну уж и враг рода человеческого, Хитер он на выдумки и мечтания во время моего сна! Как наяву, так и во сне, враг льстит и борет души и мою душу бесчисленными греховными мечтаниями. Господи! Помоги мне побороть его!». Так и мы должны, по примеру святых отцов, относиться к снам. Не обращать на них никакого внимания и молиться. Тогда и во сне враг не посмеет коснуться нашей души. Если же Господь и попускает иногда нам сны по наущению вражию, то это чтобы мы не забывали об опасности, которая подстерегает нас на каждом шагу и поскорее обратились к нашему Спасителю Господу Иисусу Христу за помощью и поддержкой.

О ГАДАНИЯХ. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают влиянию падших ангелов. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что искусство прорицания иногда действительно открывает нечто из прошедшего и будущего и говорит немало такого, что в последствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего человек все более и более запутывается в сети прислужников сатаны. Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает веру в предсказания, а святотатственное искусство достойно всякого отвращения и поругания. За небольшую, даже разовую услугу приоткрыть занавесу будущей жизни, человек отдает самое ценное, что у него есть, радость жизни вечной своей и своих близких, ибо ввергается в погибель вечную и духовную смерь. Последствия такой сделки могут сказаться на вас и ваших близких даже через несколько лет, и будет великий дар Божий если вы понесете наказание за подобные деяния в этой жизни, освободившись от этой нечистоты здесь, на земле, ибо на небесах мучения будут вечны. Сделанное вами - мерзость перед лицем Божьим и великий грех. Только искреннее покаяние, и отвращение от подобных дел может спасти вас и ваших близких.

Что же касаемо ПРЕДСКАЗАНИЙ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ, то это чистой воды шарлатанство. Самое главное в таких прогнозах использовать общие фразы актуальные в наиболее вероятном числе случаев. Известный христианский философ Тертуллиан еще в IIIв. об астрологии писал: «Не стану говорить о том, что астролог почитает идолов, чьими именами он расписывает небо и которым приписывает все Божие могущество, так что люди больше не считают необходимым обращаться с просьбами к Богу, думая, что нас направляет непреклонная воля звезд. Скажу лишь, что идолы эти – ангелы-богоотступники, вступающие в связь с астрологами даже изобретшие это искусство, а потому прокляты Богом. Но, скажут нам, приходили же ко Христу маги с Востока?…. Значит толкователи звезд первыми возвестили о Рождении Христовом, первыми Его почили?... Но дело в том, что эта наука допускалась лишь до Евангелия, так, что после появления Христа никто уже не должен был толковать ничью судьбу по небу. И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос. И по воле Бога Ангел возвестил им идти обратно к себе не той же дорогой, которой пришли. Это надо понимать как знак того, что им следовало оставить свою секту, а не так, что необходимо было избежать преследования Ирода, поскольку он их и не преследовал и не подозревал, что они отправились по иной дороге, т.к. не знал и той по которой они пришли.» Астрология в древние времена была прародительницей современной астрономии как науки и посему несла помимо предрассудков и оккультных знаний и знания очень нужные и научно оправданные. После выхода науки астрономии из лона астрологии, последняя стала не более чем языческим оккультным архаизмом неся лож и тьму в души и сердца людей. Та же участь постигла и алхимию, породившей современную химию как науку, и знахарство – прародительницу медицины. Физическое воздействие на человека, скажем луны и солнца, неоспоримы, но влияние их на судьбу человека, а особенно влияние небесных тел далеких – это бред. Даже если и допустить подобную дурную мысль, то как быть с фактом ежедневного открытия наукой новых небесных тел и наличия небесных тел, нами еще не открытых. ОБ АМУЛЕТАХ. В беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам мы встречаем: «После брака, - говорит он, - если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха: говорить ли о перевязках, о погремушках (для отпугивания нечистой силы), о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем, ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам?! Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол, с раннего возраста человека, мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешно и забавно внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, - это достойно многих слез». У православного христианина есть крепкие защитники от напастей. Это нагрудный крест его и вместе с тем частое ограждение себя крестным знамением; это святые иконы, это Ангел-хранитель. Носить же или хранить такие вымышленные вещи как, например, «сон Пресвятой Богородицы» или «письмо, найденное в Иерусалиме», полные всяких нелепостей и жалкого суеверия, а также надевать на детей «ладонки», для предохранения от болезней и «лихого глаза» бумажки с какими-либо текстами или амулеты (цепочки, шнурочки, волосы, шерсть и др.) – все это значит не что иное, как (говоря текстом соборных правил) надевать на себя «узы душ». За этот грех даже полагается извергать из Церкви (Ладокийский Собор, 36). ВЕРА В СУДЬБУ вместо веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием. По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Господь наделил нас свободой воли, свободой выбора. Учитывая это свойство человеческой природы «Бог не спасает нас без нас» - говорят Святые отцы. Весь промысел Божий осуществляется только соразмерно нашего духовного состояния, нашей воли и нашего выбора в пользу спасения нашей души. Такое взаимодействие человека и Бога характерно только православному учению и вкладывается в понятие – синергия (совместное действие). «Без Мене не можете творити ничесоже» (Евангелие Ин. 15, 5) – в свете христианского учения о синергии эти слова Господа понимаются совсем иначе нежели в свете учения, к примеру, магометан о Боге всевластном, беспощадно-справедливом, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью, а человек только несчастное орудие в его руках. Или учения протестантов, согласно которому человек это не более чем «соляной столб» растворенный в бесконечном море Божественной Любви. В ветхом завете мы часто встречаем случаи, когда раскаяние всего народа или одного человека, кардинально меняло ход исторических и житейских событий. Господь наш, прежде чем свершить чудо исцеления, или какое иное чудо, всегда обращался к нуждающимся и страждущим с вопросом: «Веруешь ли ты?». И люди, обретя веру и покаяние, освобождались от болезней и скорбей с Божьей помощью. Вера в судьбу или в предопределенный промысел Божий снимает с человека ответственность за грехи и зло им производимые, обессмысливает понятие о личной ответственности, личном грехе и, как следствие, необходимости в покаянии и крайней нужды во спасении, а это, в своею очередь, самое необходимое требование в православном аскетизме. Без этого путь к Богу закрыт и не доступен. Это та самая дверь, которую мы должны открыть стучащемуся в наши сердца Спасителю. О

ВЕРЕ В КОЛДУНОВ И ЦЕЛИТЕЛЕЙ. К разряду грехов против первой заповеди принадлежит волшебство в различных ее вариантах, когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и большей частью, злым силам тварей, в особенности злых духов, и стараются действовать ими. Таким образом в грехе волшебства виновен и тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует этими силами. Вера в волшебство отдаляет нас от света Христовой истины, от послушания святой матери-Церкви, стесняет нас в нашей деятельности, ослабляет нашу веру в Промысл Божий, в силу молитвы христианской и Креста Христова, ослабляет нашу надежду на предстательство Ангела-Хранителя, святых угодников Божиих, одним словом, держит нас в оковах язычества. Несомненно злые духи существуют и христианин не может не признавать их существования после множества свидетельств о них в Слове Божием и по собственному опыту борьбы с ними, если он стремится к большей чистоте жизни. Но жить в страхе, что на тебя наведут порчу, проклятие, отворотят любимого, не добрым глазом посмотрят или не то слово скажут, либо не в то время (под руку), значит «в христианстве язычествовать». Человек, говорящий, что на него наведена "порча" или "сглаз", во всеуслышание и при свидетелях отрекается от Господа, Его небесных сил, от сонма святых и праведников. Вы слышали когда нибудь эти слова Евангелия: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц". (Мф. 29-30)? Так вот, то, что с нами происходит, случается по воле Божией или по Его попущению, причем сугубо в зависимости от нашего духовного состояния и волевого решения. Еще необходимо знать, что зло - оно не имеет природы, как тьма не имеет источника. Тьма это отсутствие света, тьма не может поглотить его, там где является свет, тьма рассеивается. Зло это отсутствие Любви, отсутствие Бога. Зло не может противостоять Добру, у диавола отсутствует власть и сила бороться с Богом. Православию чуждо восточное дуалистическое учение. Отсюда вывод: зло, а оно может исходить из преисподни, путем определенных магических манипуляций, это бесспорно, оно имеет на нас действие лишь в том случае, если мы находимся в дали от Бога, если в душе нашей темнота и мрак безбожия или самообман присутствия Бога, так называемая вера, когда "БОГ В ДУШЕ", как говорят многие. Если Вы регулярно общаетесь с Богом, в молитве, слушаете, что Бог Вам отвечает в Святом Писании, примиряетесь с Ним в Таинстве Исповеди, воссоединяетесь в Таинстве Причастия, впуская его в свою душу, попаляя тернии и тьму греховную, то зло не имеет над нами власти. И если я даже знаю, что некто на меня что-то имеет злое, то я со скорбью и великим сожалением отнесусь к его участи, как к человеку немощному, и убивающему свою душу. И тогда то зло, исшедшее из преисподни, туда же и возвращается. А страх пред злом, вера в то, что диавол может одолеть Бога в нашем сердце, это уже от маловерия или неверия вообще в благой и спасительный промысел Божий. Укрепляйтесь в Вере, и не бойтесь зла. Если с нами Бог, то кто против нас? Никого! Но есть одна причина, по которой людям даже удобно допускать мысль о порче и прочей бесовщине. Человек, встречая скорби, страдания, проблемы в своей жизни, вместо того, чтобы задуматься: а почему так происходит, а что Господь хочет мне сказать через эти "подзатыльники" (ибо Господь вначале нам говорит шепотом, потом в рупор, а потом уже переходит на вразумительный язык скорбей и бедствий), в чем мне необходимо исправить себя и свою жизнь? Не кого-то вокруг себя, а себя! И поняв и честно признавшись в чем я глубоко согрешаю и что меня отдаляет от Бога, приложить все усилия и труд дабы исправиться. А это труд, это работа над собой. Куда проще списать все происходящее на зло других людей в отношении меня, ни в чем не виноватого(ой). Тем более, подозрения в этом смертельном грехе - колдовстве, это страшный грех, все равно, что подозревать кого-то в убийстве, а вернее всего человек в этом и невиновен. Так что, если Вы даже наверняка знаете, что в отношении Вас было поднято зло из преисподни, простите и помолитесь о здравии и прощении этих людей и о своем прощении попросите Господа, за те грехи, по которым Он возможно и попустил действия зла в отношении нас. И поверьте зло вернется в преисподню... Некоторые после походов по гадалкам, экстрасенсам и колдунам, а иной раз одновременно с таковыми походами, как ни в чем ни бывало приходят в церковь, лобзают иконы, святыни и даже дерзают участвовать в Таинствах Церкви. Подобные «выходки» без печальных последствий не проходят, ибо это есть ни что иное как осквернение Духа Святаго, а такие грехи, не прощаются. Не прощаются не только в силу их тяжести, но и в силу того, что человек, такое допускающий умышленно с корыстью и лукавством, не способен к покаянию, его душа уже похищена прислугами диавола, он уже мертв, будучи еще жив. Надо тысячу раз подумать, прежде чем ввергаться в пучину услуг гадалок, колдунов, экстрасенсов и разных «бабок», как бы тяжело и скорбно в жизни не было, и даже один тот факт, что вы стоите перед подобным выбором должен вас более чем насторожить. Подобные услуги безвозмездно не проходят и плата за них не те деньги, которые вы отдаете за сеанс, плата куда более страшнее, тяжелее и мучительнее. При этом под иго платы попадаете не только вы но и ваши родные и, что самое прискорбное, ваши невинные дети. Зачастую маги и колдуны в своих темных действах применяют православную атрибутику- иконы, молитвы, крестные знамения, свечи (купленные только в храме), Святую воду и др. Все это не повод думать, что действуют они силою и по благодати Господа. “Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Матф.7:22-23). Дар исцеления дается очень немногим православным людям за подвижничество, святую жизнь и по особому Божиему определению. На подвиг исцелений, а особенно изгнания злых духов, священник получает обязательно благословение старцев и церковной иерархии, которые подтверждают Божественное происхождение этого дара у человека. Веруя в силу колдунов, экстрасенсов, различных мифических существ (домовые, русалки и т.д.), мы сомневаемся в силе Божией. Мы верим в них и опасаемся в силу нашего неверия в Господа. Они ничего не могут сделать правоверным христианам, исполняющим заповеди Божии, участвующих в церковных таинствах. Православный христианин знает, что болезни и скорби даются нам для спасения нашей души. В такие моменты крайне необходимо задуматься о своей жизни, о помыслах, убеждениях, интересах, целях и желаниях, руководящих нами. О наших временах давно сказано святыми отцами: «Спасаться будут скорбями и болезнями, ибо не останется места подвигам». Скорби и болезни надо принимать как Благодать Божию, как предупреждение Всевышнего о том, что надо остановиться и оглянуться, а не бежать «сломя голову» по «бабкам», «дедкам» и экстрасенсам в поисках избавления от них. Если используете традиционное медицинское лечение, вы должны прежде всего направить ко Господу покаянные молитвы, молитвы о помощи, испросить благословения на лечение и вознести к Всевышнему благодарность в словах «Слава Богу за все!». Тот телесный недуг, который вас мучает, это лишь вершина айсберга - основание которого кроется в глубинах вашей души. Если одолевают вас или ваших близких житейские неурядицы и нет уже сил их терпеть - Господь вас ждет и воздаст просимое по вере вашей. Суеверие начинается в людях с младенческого возраста и наш долг так воспитать наших детей, чтобы юная душа не заражалась суеверием и верила - вверяла себя в руки Господа. Пусть дети с малых лет приучаются любить Церковь, прибегать к Богу с молитвою, в церковных обрядах и священнодействиях видеть спасающую Силу. Пусть дети с юных лет приучаются иметь правильные понятия о Промысле Божием, все направляющем к добру: тогда душа их не заразится суеверием, тогда не побоятся они ничего, выдуманного глупостью людской. Они будут бояться только прогневать Бога (как боятся дети доставить скорбь любящим их родителям), будут думать только о том, как бы не довести себя грехами до погибели вечной. Плоды суеверия – погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров… еретики в свои богохульные догматы и в своих ересиархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи. К плодам суеверия относится так же вера в прорицателей и лжепропроков, ибо известно из чьего чрева они вещают, в бесчисленные «концы света», в знаки зодиака, животных по восточному гороскопу, цветы, деревья, минералы, якобы влияющие на характер в зависимости от дня твоего рождения. Покайтесь пока не поздно, если вы среди верующих в это! Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия и искушений диавольских!